Останнє у блогах

Більше

Архів


Легенда о героях

Марина Бердичевська, 03.04.2009 17:00

Дмитрий Сизов меня опередил. Но, вместе с тем, пролил бальзам на душу. Значит, все же я не одинока. Не посмотревшие еще «Тараса Бульбу» друзья машут рукой: «ну, ты известная сентиментальщица». А вот и неправда. В кинозале я не плакала давно. Потому и не писала вчера о фильме. Нужно было помолчать, даже внутри, где-то очень глубоко внутри, где я испытывала что-то вроде катарсиса. Это слово, может быть, в наше время и в этой стране очень уж режет слух, однако действительно было похоже на то, что душа за два часа очистилась. Когда-то, в ранней юности, я пережила подобное на сеансе гипноза.

Однако, придя домой, открыла рецензию некоего Волобуева и имела несчастье прочесть как ее, так и восторженные на нее отзывы «дипломированных киноведов» и прочих «экспертов» по творчеству Гоголя и Булгакова. И тут мне стало совсем плохо. Писать уже не хотелось ничего. Сегодня же я возблагодарила бога за то, что я - не «дипломированный киновед», а нормальный живой человек, испытывающий такие же эмоции, как многие другие непрофессиональные зрители, однако достаточно образованный для того, чтобы оценить эту экранизацию.

Конечно, не у всех будет так, как у меня. Поскольку с Николаем Васильевичем и особенно «Тарасом Бульбой» у меня отношения особые. И именно потому у Владимира Бортко получилось привести меня в такое состояние. Еще бы: вчера он разрушил массу моих собственных стереотипов. Гоголя я никогда не любила, а особенно не понимала и испытывала внутренний протест по отношению к входящему в школьную программу «Тарасу Бульбе». Однако не так давно в ходе одного семинара мне пришлось защищать подсудимого Тараса Бульбу на инсценизированном в семинарской группе судебном процессе. «Фишка» была в том, что модераторы точно знали: если разделить нас на защитников, обвинителей и судей по добровольному принципу, я точно войду в состав обвинителей. И вот пришлось мне его защищать. И я его защитила! Однако в душе продолжала стоять на своем: Бульба антигуманистичен, антидемократичен, и то самое христианское Добро, за которое он так радеет, не может быть на его стороне.

Владимир Бортко прочел Гоголя по-другому. Он показал нам Героя и Отца. Оба слова с заглавной буквы. Он показал человека, умеющего любить, искренне страдать, сопереживать и яростно ненавидеть. Какой процент заслуги в этом Богдана Ступки - однозначно сказать сложно. С одной стороны, эффект и будущий успех фильма - на 90% заслуга Богдана Сильвестровича, в который раз разрушившего стереотип, когда-то озвученный Юрием Ильенко, что «с некоторых пор он во всех ролях играет только Тевье-Молочника». С другой, знаю и помню, сам Ступка об этом рассказывал, - без хорошего режиссера актер, пусть самый гениальный, сделать может минимум. Однако сцены, где Бульба убивает Андрия, а затем присутствует при казни Остапа, с первых минут можно назвать классикой кинематографа. Это - потрясающая игра. И она затмевает все другие огрехи фильма, которых много и которые не преминут обсмаковать «дипломированные киноведы».

Говорят, что «Собачье сердце» в исполнении Бортко хвалили все кинокритики. Я в это не очень верю, хотя избранный для экранизации роман был более «комфортным», чем «Тарас Бульба» или, скажем, «Огнем и мечом» Генриха Сенкевича, экранизированный Ежи Гоффманом. Вспомним, как ругали умницу Гоффмана на чем свет стоит за «выведенный негативный образ украинского казачества». Но какой процент заслуги в успехе «Собачьего сердца» гениального Евгения Евстигнеева, создавшего образ профессора Преображенского, который уже навсегда припечатался к булгаковскому тексту? Вот и Богдан Ступка в образе Бульбы оказался более органичным, чем почти что в любом другом - проигрывает его Богдан Хмельницкий в «Огнем и мечом», проигрывает король Лир... Видимо, Ступка действительно давно мечтал сыграть эту роль.

И можно долго спорить о том, слишком ли Ступка интеллигентен для роли грубого и фанатичного гоголевского Бульбы. Бесспорно, он очеловечил Бульбу, сделал его не просто фантастически сильным и цельным, но еще и душевным персонажем. Но кто сказал, что Николай Васильевич не представлял Бульбу именно так? Кто сказал, что Гоголь не подразумевал под образом Андрия «достойного сына своего отца», а не просто слабака-мазунчика-подкаблучника? Бортко показал нам Андрия отнюдь не слабаком, а человеком, совершившим сознательный выбор, осознающим, чем этот выбор ему грозит и тем не менее не отступившим от него. В итоге фильм Бортко - это очень красивая легенда о героях. Это динамичное кино, снятое с большой любовью к Гоголю и его идеям, однако не без собственных интерпретаций, которые довольно органично вплетаются в ткань повествования. Чего стоит хотя бы деталь, что Бульбу сжигают по приказу польского воеводы, с которым у Бульбы общий внук? Этого нет у Гоголя, но это добавляет чисто человеческую, понятную каждому и во все времена нотку. Бульба погибает, а еще раньше погибают его сыновья. Все трое символизируют фантастическую силу духа, вольный, бесшабашный и непокоримый характер невероятно свободных людей, в то время населявших украинскую землю... Однако внук Бульбы будет жить, он тоже родит сыновей и внуков, и значит, связь потомков с этим потрясающим характером не утеряна.

Я не соглашусь с мнением, что не переписанный Владимиром Бортко гоголевский текст плохо ложится на сегодняшнюю действительность. Было бы намного хуже, если бы текст этот был переписан. В том-то и дело, что режиссер практически ни на йоту не отходит от текста, просто он видит этот текст по-своему. Но ведь у каждого читателя рождаются собственные, уникальные образы! Стоит вспомнить экранизацию «Соляриса» Станислава Лема Андреем Тарковским. Разве это вольное прочтение Тарковского не имеет права на существование и не стало уже абсолютно отдельным, а тем не менее классическим произведением?

К чему все эти рассуждения о банальности и неряшливости батальных сцен, о слабой игре Михаила Боярского и Остапа Ступки, картинно умирающих на поле боя, когда смысл и суть фильма совсем не в том? Я увидела невероятную красоту родной природы. На острове Хортица действительно очень красиво, но Бортко очень тонко и со вкусом вплел эту красоту в ткань повествования. Я увидела легенду о живых греховных людях, в поту, крови и ненависти становившихся на моих глазах героями. И, только посмотрев эту экранизацию, я поняла, что никто не воспевал украинское казачество и свободный дух этой земли лучше Николая Гоголя, «великого русского писателя».     


* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Shift+Enter.

Про автора:
Політичний оглядач газети «Аргументы и Факты в Украине»


Коментарі наших відвідувачів:


+ Додати
 введіть код  

Всі записи:

Головна RSS