Останнє у блогах

Більше

Останні коментарі

Guestchoon
<a href=" http://interiorsinandout.info/nederlands e-porno/ ">nederlandse porno</a> <a href=" http://interiorsinandout.info/wentworth- miller-dating-list/ ">wentworth ...
Коментарів: 81225
GuestFluct
<a href=" https://ioumoney.info/pof-online-dating/ ">pof online dating</a> <a href=" https://ioumoney.info/jennifer-lawrence- dating-history/ ">jennifer lawrence dating ...
Коментарів: 81225
GuestFluct
<a href=" https://ioumoney.info/dating-don-ts/ ">dating don ts</a> <a href=" https://ioumoney.info/dating-sajt-hitta- mig/ ">dating sajt hitta mig</a> <a href=" ...
Коментарів: 81225
Guestchoon
<a href=" http://interiorsinandout.info/serise-dat ing-sites/ ">serise dating sites</a> <a href=" http://interiorsinandout.info/gay-escort -dating/ ">gay escort dating</a> ...
Коментарів: 81225
Guestchoon
<a href=" https://handigolf.info/alexandra-daddari o-porno/ ">alexandra daddario porno</a> <a href=" https://handigolf.info/chemistry-dating- login/ ">chemistry dating ...
Коментарів: 81225
GuestFluct
<a href=" http://kaseihoukei-naosu.info/dating-swe den-free/ ">dating sweden free</a> <a href=" http://kaseihoukei-naosu.info/dating-eth iopian-ladies/ ">dating ethiopian ...
Коментарів: 81225
Guestchoon
<a href=" https://hotnot.info/overvekt-dating/ ">overvekt dating</a> <a href=" https://hotnot.info/2-dating-site/ ">2 dating site</a> <a href=" https://hotnot.info/lingam-massasje-oslo / ...
Коментарів: 81225
Guestchoon
<a href=" http://interiorsinandout.info/porno-bras ileo-gay/ ">porno brasileo gay</a> <a href=" http://interiorsinandout.info/porno-lady -sonia/ ">porno lady sonia</a> ...
Коментарів: 81225
GuestFluct
<a href=" https://ioumoney.info/dating-white-women / ">dating white women</a> <a href=" https://ioumoney.info/fun-dating-sims-ga mes/ ">fun dating sims games</a> ...
Коментарів: 81225
GuestFluct
<a href=" https://ioumoney.info/number-1-dating-ap p/ ">number 1 dating app</a> <a href=" https://ioumoney.info/dating-lou-measey- leicester/ ">dating lou measey leicester</a> ...
Коментарів: 81225

Архів


Wiz-Art: без пафоса и в присутствии Кафки?

Юлія Голоднікова, 11.08.2014 12:48

Размышления о фестивале неоднократно прерывались сомнениями. И дело не в том, нужно ли об этом писать. И не в том, какую роль для нас играет кино. А в том, кто сейчас слышит. И не только меня: многие темы стремительно уходят из поля общественного внимания. Попытки заговорить рассматриваются как нарушение кем-то установленной нравственной нормы: до того ли нам, родная? И в самом деле, в нашем обществе есть о чем промолчать. Вопрос в том, кто от этого выиграет...

Кино давно считается массовым искусством. Часто - развлечением. И когда в обществе возникают дискуссии на тему «высокого», то в отношении кино со стороны критиков предъявляются уже немассовые требования.
Фестиваль - другое дело: он предполагает состязание лучших и оценки компетентного жюри, показы, мастер-классы, пресс-конференции и круглые столы.
Девиз фестиваля Wiz-Art «Тільки яскраве кіно!» определяет необычность работ участников и ставит акцент на молодости: о том, что такое современность, рассказывают и показывают молодые режиссеры и сценаристы. В этом году фестиваль «вооружился» идеями сопротивления и милитари-символами (начиная с афиши, направляющей внимание публики в цель - кино сильнее оружия), задавая рамку восприятия кино как инструмента протеста.

Эта идея усиливалась участием творческой группы создателей проекта «Вавилон’13» и сфокусированностью нескольких мероприятий на теме использования камеры и экрана в борьбе со злом. Не удивительно, что некоторые интересные и яркие работы были восприняты зрителями и журналистами как утверждение идей протеста. Действительно, протест витает в воздухе. Более того, он присущ поколению ровесников украинской Независимости. Но всегда наступает завтра.

После просмотра конкурсной и внеконкурсных программ не покидало ощущение висящих в воздухе вопросов. Однако не из зрительского зала.
Вопросов к самому залу от молодых режиссеров, делающих яркое кино. Захотелось их прямого участия в диалоге с публикой.

Я представила, как Пол Баррит, режиссер фильма «Белое утро», спрашивает у зрителей:
«Как вы думаете, зачем я решил рассказать о насилии через анимацию? Понимаете, для меня очень важно, чтобы люди увидели, поскорее поняли, что насилие начинается с «детской» игры. С того момента, когда мы промолчим и согласимся признать его допустимость... Когда кто-то подбивает нас убить птицу, потому что это будет залогом нашей «общности». Насилие питается верностью иллюзорным принципам, когда мы не хотим отказаться от своей собственной враждебности по отношению к другому...»
А Жан-Габриэль Перио, режиссер фильма «Оптимизм», продолжает: «Рассказ о женщине, которая считала, что любовь и уважение к людям - это не «правило хорошего тона», не данность, а нечто гораздо более значимое - совместное достижение, усилие, к которому люди, общество не готово... вам интересно понять это?
Наверное, он спросил бы у зрителей: «Вы часто благодарите кого-то за простые и бесславные поступки? Вас не смутило, что моя героиня подходит к прохожим на улице и обнимает их, это по-вашему, нормально? Вы бы протянули руку к нищему, не из жалости?..»
Янник Даль Педерсен, режиссер фильма «Треугольники счастья», вероятно, задал бы совсем короткий вопрос: «Для чего моим персонажам счастье?»

Взрослые и дети - в фильмах «Где мы?» (режиссер Илкер Чатак), «Честь» (режиссер Павел Веснаков), «Bang!Bang!» (режиссер Жюльен Бисаро) раскрываются в ситуациях обиды, стыда, осуждения, расставания, встречи и показаны на экране так, будто и осуждающий и расстающийся правы. А встречающий должен заслужить свои главные встречи. Нас не принуждают выучить урок, нет... Просто обращают внимание на то, что не обращать внимания на важность думающего и чувствующего человека становится нормой. И это называется просто: дегуманизация. Потому что массовая культура предлагает готовый набор конфликтов и способов их решения по прописанной программе большого экрана (или телевизора).

«Скажите, зритель, научились ли вы различать те вопросы, о которых обществу нельзя молчать? Нет, не тогда, когда пушки гремят. Да, и пушки гремят от того, что мы замалчивали... Зритель, что ты думаешь о своих ответах? Они есть?» - я бы хотела услышать такие вопросы к залу от режиссеров фестиваля Wiz-Art.

Конечно, сложно привезти столько режиссеров. Но странно не заговорить о том, что они сумели нам рассказать своими работами. Этого не произошло.
Конечно, нельзя привезти на фестиваль четыре автобуса со специально подготовленными зрителями. Но означает ли это, что культурная стратегия общения с нетиражным кино отсутствует?

Да, были интересные мастер-классы по анимации и сценарному мастерству - все это нужно молодым, любопытным и увлеченным людям. Но чтобы эти молодые и увлеченные сами создали серьезные авторские работы, не стоит откладывать сложные вопросы: общество может привыкнуть к упрощению и развлечению. Когда наступит завтра, кто-то должен не бояться быть сложным. Простота не рождает лидеров, преображающих мир к лучшему.

...И вот на экране появилась стена приглушенного голубого цвета и титры: «Фильм Матеуша Гловацкого «Убить тетку» - совершенно кафкианское кино! Внутренний импульс подсказал, что это Гран-при фестиваля. А обещание украинского кино - в дипломной работе Киры Муратовой. Ее киноновелла «Весенний дождь» была показана в программе «Украинская короткометражная классика XX столетия». Подчеркну - это дипломная работа Муратовой, 1958 год, - но в ее «молодости» есть бесценная сложность бытия. Последнее интервью режиссера было о том, как важно отказаться от пафоса на экране и в бюджете фильма.

Но ведь это в значительной степени зависит и от того зрителя, который живет в ожидании кафкианского кино.


* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Shift+Enter.

Про автора:
Незалежний медіадослідник, канд.філ.наук, голова правління ГО «Регіональний центр медіаосвіти та медіапсихології”


Коментарі наших відвідувачів:


+ Додати
 введіть код  

Всі записи:

      Головна RSS