Останнє у блогах

Більше

Останні коментарі

ahpfzo
<a href=http://cialisn.com>cialis viagra</a> buy cialis online canada http://cialisn.com
Коментарів: 137
HpoFoelry
Добро пожаловать в удивительную страну - гостеприимный Израиль. Вашему вниманию индивидуальные экскурсии для ...
Коментарів: 105
htaletaihv
[url=http://canadian-pharmaonline.com]ge neric viagra in usa[/url] cheap herbal viagra http://canadian-pharmaonline.com
Коментарів: 1024
vtaletojvi
<a href="http://canadian-pharmacyisale .com">cheapest place to buy viagra</a> how to buy viagra http://canadian-pharmacyisale.com
Коментарів: 94
AAtrorgoAssoge
Torsion bras de quelqu`un est comment poupe votre sang pousse contre les parois de vos arteres lorsque votre coeur determination pompe le sang. Arteres sont les tubes qui transportent perseverent ...
Коментарів: 64
htaletykbt
<a href="http://baymontelreno.com" ;>buy cialis in usa</a> order discount cialis online http://baymontelreno.com
Коментарів: 98
italetsizu
[url=http://usedrestaurantequipmentaz.co m]buy cialis daily online[/url] order cialis online canadian pharmacy http://usedrestaurantequipmentaz.com
Коментарів: 1024
btalettezc
<a href="http://canadian-pharmabuy.com ">pfizer viagra online</a> cheap price viagra http://canadian-pharmabuy.com
Коментарів: 94
lgkdfn
<a href=http://camadian-pharmacya.com>ch eap viagra us</a> buying viagra in australia online http://canadian-pharmacya.com
Коментарів: 137
htaletcmxw
<a href="http://missreplicawatches.com ">buy cialis cheap canada</a> cialis generic best price http://missreplicawatches.com
Коментарів: 98

Архів


"Пауза созерцания". Григорий Померанц

Наталя Голованова, 17.02.2013 11:42

Наталья Голованова, «МЗ», № 390
МЫ ВСЕ РАВНО ЧЕГО-ТО НЕ УСПЕЛИ...

Уход человека всегда потрясает, но уход мыслителя, крупного философа - в особенности. Ведь та самая важная часть Вселенной, которую составляют идеи, смыслы, состоит из вот таких единиц-гениев, и их уход - сильнейший взрыв Вселенной.

И никогда нас так не завораживает физическое совершенство, красота внешняя, как манит, просто на всю жизнь вбирает в себя истинная МОЩЬ ДУХА.

Помню, как мы провожали в последний путь Алексея Федоровича Лосева - казалось, вся интеллектуальная Москва прощалась! Это был день Кирилла и Мефодия, 24 мая 1988 года. Лосева не стало в этот день. Когда мы хоронили его - не помню, 25-го или 26-го. Мы, студенты Литературного института, восприняли тот пеший ход одним из важнейших уроков, ритуалов. Хорошо помню, как говорили Виктор Ерофеев, Станислав Джимбинов - ученики Лосева, вмиг осиротевшие... На обратном пути с Ваганьковского хотелось жаться к Азе Алибековне Тахо-Годи, вдове Алексея Федоровича, и мы жались, долго-долго бредя пешком... Алексея Лосева не стало на 95-м году жизни. Его, последнего из могикан, ХОТЕЛА СУДЬБА, дав долгие годы жизни.

16 февраля 2013 года в 22.00 по московскому времени не стало еще одного «последнего из могикан» - Григория Соломоновича Померанца. Тоже на 95-м году жизни, ему 13 марта исполнилось бы 95. Тоже - СУДЬБА ХОТЕЛА, хранила.


Мы не всегда успеваем, а, точнее, всегда не успеваем - сделать еще одну передачу, написать еще одно интервью. Или не просто одно, а одно-единственное, к которому готовились. И даже если пробирались своими помыслами к гению, заочно разговаривали с Ним, всегда определяли Им Россию, Москву, мир, - мы всё равно чего-то не успели...


Философ, культуролог, публицист. Писатель. Участник Великой Отечественной войны, заключенный ГУЛАГа, активнейший деятель самиздата 1960-1970-х гг. Академик Академии гуманитарных исследований России. Страстный исследователь творчества Достоевского, Мандельштама, восточных культур, поборник диалога во всех смыслах.

Согласно «Автобиографии» родился в Вильно (Вильнюс, Литва) и с семи лет жил в Москве. Мама была актрисой еврейского театра, папа - бухгалтером. Первым и долгое время единственным языком Григория был идиш. В 1940 г. окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы, занимался Достоевским. Его студенческую работу о Достоевском преподаватели оценили как антимарксистскую кандидатскую диссертацию и она была уничтожена после его ареста в 1949 году. В 1941 г. пошел на фронт добровольцем, был ранен. 1950-1953 гг. провел в КаргопольЛАГе, освобожден по амнистии, в 1958 г. реабилитирован. «А в лагере меня сперва вдохновили белые ночи - ведь это было потрясающе красиво! И затем в темные зимние ночи, в мороз градусов под тридцать пять, хорошо было слушать то, что передают по радио. А надо отдать должное тогдашнему режиму - популяризировали они хорошую музыку и передавали по радио сплошные симфонии Чайковского» (из интервью Григория Померанца «Часкору»).


qwe
В 1953-1956 гг. работал сельским учителем в Краснодарском крае. Вернувшись в Москву, избрал работу библиографа, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН).

К 1953-1959 гг. относятся первые эссе Григория Померанца («Пережитые абстракции»).

Венгерские события 1956 г. и травля Пастернака произвели на Померанца сильное впечатление, вызвав мысли о прямом политическом противостоянии режиму (вплоть до эксперимента с подпольем и участия в вооруженной борьбе, если таковая стихийно начнется). В 1959-60 гг. вокруг Померанца образуется нечто вроде полуподпольного философско-исторического и политэкономического семинара («слегка законспирированного, но без всякой организации»). Среди участников семинара - многие активисты «Маяковки». Опыт этого философско-политического полуподполья был оценен Григорием Померанцем как отрицательный. Между тем состоявшееся в 1960 г. знакомство с Гинзбургом, Горбаневской, Галансковым открывало иную перспективу деятельности, главное в которой - «совершенная открытость и свобода от страха». Новое настроение было связано с «Синтаксисом», со свободным и творческим духом, царившем и среди новых знакомых, и среди художников-«лианозовцев», с которыми Померанц общался в это же время. Большое значение для формирования мировоззрения Померанца имела встреча в 1960 г. с поэтом Зинаидой Миркиной, ставшей его женой. По словам Григория Померанца, его собственные «взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке и могут рассматриваться как одно целое».

Начиная с 1962 г., Померанц публикует в научных изданиях статьи по востоковедению (Индия и Китай) и сравнительной культурологии, выступает с докладами и лекциями, много пишет. В 1970 г. посещал семинар, собиравшийся на квартире Валентина Турчина.

Позднее Андрей Дмитриевич Сахаров говорил об этом семинаре в своих «Воспоминаниях»: «Наиболее интересными и глубокими были доклады Григория Померанца - я впервые его тогда узнал и был глубоко потрясен его эрудицией, широтой взглядов и «академичностью» в лучшем смысле этого слова. Основные концепции Померанца..: исключительная ценность культуры, созданной взаимодействием усилий всех наций Востока и Запада на протяжении тысячелетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры и тоталитаризма, их историческая бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности».

В 1968 г., после того, как Григорий Померанц поставил свою подпись под «Письмом 224-х» в поддержку «Обращения к мировому общественному мнению» Богораз и Литвинова в защиту Гинзбурга и Галанскова, его лишают возможности защитить диссертацию в Институте стран Азии.

В 1972 г. в Мюнхене работы Померанца выходят отдельным изданием («Неопубликованное»). С 1976 г. прекращается публикация научных статей Померанца в советских изданиях. В то же время его работы широко распространяются в самиздате и перепечатываются в зарубежной эмигрантской печати, в т.ч. в журналах «Континент», «Синтаксис», «Страна и мир». Во второй половине 1970-х Померанц близок к редакции самиздатского журнала «Поиски», публикует там свои новые эссе. Все написанное подписывает собственным именем, не прибегая к псевдонимам.

Известна многолетняя полемика Григория Соломоновича с Александром Солженицыным («Человек ниоткуда», «Страстная односторонность и бесстрастие духа», «Сон о справедливости возмездия», «Стиль полемики» и др. П.; «Образованщина» и др. Солженицына.). «Александр Исаевич Солженицын разбудил во мне еврея (это целую четверть века не удавалось отечественной истории...), - написал впоследствии Померанц. - Но, получив толчок, - продолжал он, - я тут же почувствовал, что не способен быть только евреем. Во всех отношениях - и в национальном тоже - я не такой, как надо» (из статьи Марка Харитонова).

В «Информационном бюллетене » №1 Комитета защиты Татьяны Великановой, выпущенном вскоре после ее ареста (конец 1979 г.), было опубликовано эссе Григория Померанца «Накануне юбилея Молоха» (имеется в виду 100-летие со дня рождения Сталина). Оно завершалось словами: «Наш общий долг - противостоять тени Сталина, которой приносятся в канун столетнего юбилея эти новые жертвы. Еще несколько голов на гекатомбу из 30, 40 или 60 миллионов».

Фрагменты из книги П. «Сны Земли», опубликованные в №№ 6-7 «Поисков», следствием по делу «Поисков» были квалифицированы как клеветнические.

Публицистика и политическое поведение Померанца вызывали усиленное внимание со стороны КГБ. В конце 84-го года Померанц был предупрежден по Указу от 25.12.1972 в связи с публикацией своих произведений за границей. 15 мая 1985 года был произведён обыск в квартире, где Померанц хранил свой архив. Архив был конфискован. В том же году в Париже напечатан полный текст «Снов Земли».

ш

С конца 80-х и по настоящее время в российской периодике помещается большое число публицистических эссе Григория Померанца, вышло в свет несколько философских и литературоведческих книг: «Открытость бездне. Встречи с Достоевским», «Лекции по философии истории», «Собирание себя», «Выход из транса» (сборник эссе и культурологических статей за многие годы), «Образы вечного» (в соавторстве с Зинаидой Миркиной). Померанц получил возможность выступать с докладами и лекциями.

Совершив переход «от марксизма к идеализму», Померанц пришел к обоснованию религии и глубинной философии как основ человеческого бытия. Отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, «самостоянье» личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе - таков предложенный Померанцем выход из духовных и политических кризисов современности. «Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах».

з

«Померанц не принадлежал ни к одной конфессии, не придерживался никаких ритуалов, но я не знаю человека более религиозного, чем он. Религиозно все его мироощущение, само отношение к жизни. Рассуждая о разных вероисповеданиях, он мне как-то сказал:
- Окна у людей могут быть разной формы, квадратные, прямоугольные, круглые. Но свет, который в них льется, для всех один», - писал пять лет назад по случаю 90-летия Григория Соломоновича Марк Харитонов.

Натах

Грегори

     Диалог культур, переплетение философий, религий мира, литературные контуры жизни - все это волновало Григория Соломоновича чрезвычайно. Чуть ли не как автобиографию писал он пласты знания, открытые им собственноручно. В его письме не было холодного академизма, его письмо было горячим и очень личностным.

...«Я был счастлив по дороге на фронт, с плечами и боками, отбитыми снаряжением, и с одним сухарем в желудке, потому что светило февральское солнце и сосны пахли смолой. Счастлив шагать поверх страха в бою. Счастлив в лагере, когда раскрывались белые ночи. И сейчас, в старости, я счастливей, чем в юности. Хотя хватает болезней и бед. Я счастлив с пером в руках, счастлив, глядя на дерево, и счастлив в любви» (из статьи Марка Харитонова).

« - Террор может вдохновляться любыми идеями коммунизмом, анархизмом, экологическими соображениями. Но в последнее время он, по-моему, еще вдохновлен и телевидением. Герострат, сжегший храм Дианы Эфесской, прославился этим благодаря людской молве. Но молва могла на него и наплевать. А тут - живая картинка. Есть же люди, которых влечет к себе такая известность. Человек, устроивший чудовищный взрыв в Оклахоме, нахватался, конечно, каких-то идей. Но я в нем наблюдаю, скорее, нечто геростратовское. А может, в чем-то чувство "подпольного человека".
- Вы имеете в виду "Записки из подполья" Достоевского?
- Да, помните, как "ретроградный джентльмен" хочет дать пинка хрустальному зданию? Сейчас выстроено "хрустальное здание" глобализации, и создана безличная система, в отношении которой не только отдельный "ретроградный джентльмен", но целые страны и континенты чувствуют себя совершенно беспомощными. Гигантские потоки условных финансовых масс, передаваемых электронным путем, концентрируются в основном среди тех, кто их и передает, а некий "простой человек" хочет всем дать пинка. И антиглобалистское движение я бы, скорее, связал с желанием дать пинка хрустальному зданию. Плюс эффект телевизионного спектакля: хоть на час, но ты калиф! ... Понимаете, в глобальном смысле мир может спасти только поворот к другим ценностям. Это уже было: "собирайте свое сокровище на небесах", "продайте все богатство, чтобы обрести одну жемчужину", и так далее. Без духовно-религиозного поворота погоня за новыми материальными игрушками, когда большая часть человечества их лишена, крайне опасна. Можно сказать, что в этих случаях сама реальность помогает катастрофами, несчастьями и тупиковыми ситуациями, из которых нет выхода. Все это заставляет человека задуматься. Кое-что можно открыть только страданием. Я многое пережил в своей жизни. Самым страшным была смерть на операционном столе моей первой жены. Смерть совершенно неожиданная, я даже не думал о такой возможности. И многое во мне тогда раскрылось. Я и до этого много пережил - и на войне, и в лагере. Очевидно, человеку даже нужно жить в несовершенном мире, где не все усыпано розами (еще и без шипов), чтобы в нем раскрылась не только "культура удовольствия", но и что-то поглубже» (из интервью Григория Померанца Игорю Шевелеву).

В последнее время Григорий Соломонович болел, а до этого много выступал с лекциями за рубежом по приглашению разных стран. Раз в неделю у себя в двухкомнатной квартире на улице Новаторов, где они жили все эти годы с супругой Зинаидой Александровной, принимал учеников и собеседников.

Удивительный человек сопровождал Григория Соломоновича большую часть его жизни (53 года вместе!) - вторая его супруга Зинаида Александровна Миркина. Поэт, философ, литератор, переводчик, соратница и друг Григория Соломоновича, а также его бессменный соавтор, вот что она написала в марте 2008-го от имени себя и супруга:
«Мы хотим, чтобы не только физические глаза, а Душа научилась бы читать. Потому что только она может прочесть Божье Слово.
Бог не говорит ни на одном из наших языков.
Он говорит светом, тишиной, высотой и глубиной, обнимающими нас...».

Зинаида Александровна сумела сказать о Боге.
И вот как тогда, в 1988-м, хотелось скакать по пятам за Тахо-Годи и учениками Лосева, - словно хватаясь за соломинку, за оставшиеся на этом свете ниточки-связи, так и сейчас хочется схватиться за нее, за Зинаиду Александровну, самую яркую и ясную звездочку как свидетельство, как свидетельницу великого Померанца.
                                          (с) специально для "МЗ"

книга

В Норвегии, 1999 г.


му

Зинаида Миркина и Григорий Померанц

ПОСЛЕСЛОВИЕ

     Философов цитировать трудно. Потому что канва их статей, монографий - это цельная канва. Из одного вытекает другое, из другого третье. Поэтому просто отправив читателя, кто еще не читал, к померанцевским эссе («Об уровнях глубины», «Подлинное и призрачное счастье»), а также к текстам лекций, монографиям, воспоминаниям, интервью, видео и аудиозаписям передач, приведу большой отрывок из эссе Григория Померанца «Пауза созерцания». С тем, чтобы показать Его в Его работах, и - чтобы подивиться, как все же легко дано философу, мыслителю преодолевать разломы геополитики и границы разных узких сообществ и культур; он философ, он гениально мыслит - и этим все сказано, и никакого оппонирования по сути, и любые обличения его в «левизне», «правизне», тем более "антигосударственности" просто бессмысленны. По-моему, мало изученный феномен! «Полнота развития выводит человека за рамки любой программы. Это выразил по-своему и святой Августин: полюби Бога и делай что хочешь» (из высказываний Григория Померанца). Итак, из «Паузы созерацния».

     «...Гегель писал о величественном восходе солнца. А потом победа разума оказалась пирровой. Я говорю не об отдельных решениях, а о более глубоких следствиях рационализма.

     Опыт последних веков показал, как опасно доверять логике, не поверяя ее сердцем и духовным опытом. Ум, ставший практической силой, опасен. Опасен научный ум со своими открытиями и изобретениями. Опасен политический ум со своими реформами. Нужны системы защиты от разрушительных сил ума, как на АЭС - от атомного взрыва...

     Проекты разные, но итогом всех окончательных решений и ликвидации вредных классов было одно и то же: шигалевщина. "Цицерону вырезывается язык, Шекспиру выкалываются глаза". Люди превращаются в образцовых северокорейских коммунистов, изучающих чучхе.

     ...Роберт Белла опирался на опыт американской администрации, сформулировав задачу мыслящего современника: "удерживать деятелей от охватывающего их транса".

     ...Цивилизация в целом, т. е. совокупность Запада и вестернизированных стран, становится сложнее и сложнее и темп перемен - все стремительней. Чем сложнее система, тем вероятнее сбои, срывы, катастрофы. Экономическая катастрофа, как в 1929-1933 гг., экологическая (о которой говорят сегодня) и неизвестно еще какие.

     ...Алистер Хулберт, эссеист, долгие годы работавший в одной из комиссий ЕЭС, писал, что государственные мужи Запада только делают вид, что они понимают, куда нас несет. И дело не только в ограниченности того или иного президента, премьера. Среди них попадаются люди довольно умные и способные к созерцанию. Беда в том, что даже выдающиеся умы беспомощно стоят на берегу потока перемен. Они не в состоянии охватить то, что уже сегодня бесконечно сложно и что становится еще сложнее. Развитие цивилизации есть развитие человеческой неспособности разбираться в жизни общества. Древние мудрецы разбирались в целостности человеческой жизни лучше, чем современные ученые. Взгляд с птичьего полета на гигантский поток времени, оторвавшегося от вечности, дается единицам, и даже эти единицы воспринимают целое как бы в тумане, не различая подробностей. А когда покров тумана рассеивается и что-то выступает ясно и отчетливо, никто не верит Кассандре.

     ...Как спасти Филимонов и Бавкид от предприимчивости Фауста?

     ...Идеи, создававшие Колыму и Освенцим, не умерли. ...священник, учитель, писатель, ученый, философ обязаны сделать все, на что они способны, чтобы удержать от соблазна ничем не ограниченного насилия ради чего бы то ни было, ради выхода из любого кризиса, из любой беды. Надо, по крайней мере, знакомить с тем, чем это все кончалось, что об этом думали Гроссман, Айхенвальд, Левинас, ссылаясь на Достоевского или без ссылок: "Единственная абсолютная ценность - это человеческая способность отдавать Другому приоритет". "Мы все ответственны за всё и всех, и я ответствен более, чем все другие", - не дожидаясь взаимности от Другого, не требуя от него равенства ответственности. "Я ответствен за Другого, даже если он наводит на меня скуку или травит меня" ...Все это и подобное много раз написано; однако сорняки тоталитарных идей будут расти вновь и вновь, если не изменится сама почва истории. Когда эта почва становится раскаленной лавой, истерика охватывает культуру и любая клетка может стать злокачественной. Коммунизм вырос из Просвещения, нацизм - из Романтизма. Сегодня экстремизм растет из ислама, из католической теологии освобождения*, из традиций "Черной сотни", поддержанных Патриархией. Завтра он может вырасти из экологического активизма. Политическая мысль с ее проектами тотальных и окончательных решений только следствие лихорадочного темпа научно-технических сдвигов, следствие Нового, ставшего разрушительной силой. Потеряна способность культуры осваивать Новое, приручать его, сохраняя равновесие. Сегодня Новое так стремительно нарастает, что культура разваливается и падает "ценностей незыблемая скала". Разрушительная роль телевидения, о которой с тревогой писали Поппер, Гадамер и другие, - только частный случай.

     ...К сожалению, именно умные люди создали реальность, с которой умные люди не знают, что делать. И фашизм в глобальном масштабе - такая же головная вероятность, как и неожиданно выросший уровень сознания. Глобальная диктатура не может утвердиться мирным путем; а война - еще более конкретный путь к гибели, чем нынешнее сползание в пропасть под контролем НАТО. Мы должны быть благодарны англосаксам за то, что они не поддались соблазну безумных идей, завладевших Россией, Италией, Германией, Китаем, Вьетнамом, Кубой... Но порядок, который хранит Америка, - это порядок движения к катастрофе.

     ...Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, - миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков. Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация. Культура была духовным и нравственным целым. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой. Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша. Полчища Смердяковых, грядущие гунны, тучей скопились над миром. И они в любой день готовы пойти за Бен Ладеном или Баркашовым. Записку Иконникова гунны не прочли (а если б и прочли - что им Иконников? Что им князь Мышкин?). Судьбу Другого они на себя не возьмут.

     Одно из бедствий современности - глобальная пошлость, извергаемая в эфир. Возникает иллюзия, что глобализм и пошлость - синонимы. И глобализм уже поэтому вызывает яростное сопротивление. Не только этническое. Не только конфессиональное. Культура (в понимании Шпенглера) противится цивилизации. В этом встречается достаточно много безумия, но есть и глубокий разум. Сопротивление американизации увеличивает шансы другого, старого, проверенного историей проекта глобализации - европейского. Европа (в отличие от всех империй, азиатских и старой Российской) - осуществленный проект культурного мира как концерта (или хора) самостоятельных голосов. Россия XIX в., войдя в этот хор, впервые открыла в себе самой возможность полифонии. Одни русские опирались на Францию, другие на Англию, третьи на Германию - и возникла перекличка голосов внутри русской культуры, создавшая условия для расцвета русского романа и русской философии...»

щ

     Вот еще то, что доступно в Сети - из памятного о Нем:

Еленаж


* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Shift+Enter.

Про автора:
Автор "Журналісту України", зарубіжних видань, літератор.


Коментарі наших відвідувачів:


+ Додати
 введіть код  

Всі записи:

Головна RSS