Останнє у блогах

Більше

Останні коментарі

ahpfzo
<a href=http://cialisn.com>cialis viagra</a> buy cialis online canada http://cialisn.com
Коментарів: 137
HpoFoelry
Добро пожаловать в удивительную страну - гостеприимный Израиль. Вашему вниманию индивидуальные экскурсии для ...
Коментарів: 105
htaletaihv
[url=http://canadian-pharmaonline.com]ge neric viagra in usa[/url] cheap herbal viagra http://canadian-pharmaonline.com
Коментарів: 1024
vtaletojvi
<a href="http://canadian-pharmacyisale .com">cheapest place to buy viagra</a> how to buy viagra http://canadian-pharmacyisale.com
Коментарів: 94
AAtrorgoAssoge
Torsion bras de quelqu`un est comment poupe votre sang pousse contre les parois de vos arteres lorsque votre coeur determination pompe le sang. Arteres sont les tubes qui transportent perseverent ...
Коментарів: 64
htaletykbt
<a href="http://baymontelreno.com" ;>buy cialis in usa</a> order discount cialis online http://baymontelreno.com
Коментарів: 98
italetsizu
[url=http://usedrestaurantequipmentaz.co m]buy cialis daily online[/url] order cialis online canadian pharmacy http://usedrestaurantequipmentaz.com
Коментарів: 1024
btalettezc
<a href="http://canadian-pharmabuy.com ">pfizer viagra online</a> cheap price viagra http://canadian-pharmabuy.com
Коментарів: 94
lgkdfn
<a href=http://camadian-pharmacya.com>ch eap viagra us</a> buying viagra in australia online http://canadian-pharmacya.com
Коментарів: 137
htaletcmxw
<a href="http://missreplicawatches.com ">buy cialis cheap canada</a> cialis generic best price http://missreplicawatches.com
Коментарів: 98

Архів


Американские печатные СМИ

Наталя Голованова, 14.02.2013 17:15

На эту тему два моих материала - из "Литературной России", с некоторой ретроспекцией и данными профессора Оуэна Джонсона, и "Журналиста Украины", январское интервью с журналисткой Джен Шербин. Несколько позднее будет представлен подробный обзор англоамериканских, европейских, ближневосточных, российских  медиа за вторую половину 2012 г. и начало 2013 г., что отдельными статьями частично напечатано в разных изданиях.

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА НОВОСТИ

             Англоязычное знакомство под сенью Засурского

      С Оуэном Джонсоном, известным профессором Школы журналистики университета Индианы, редактором периодических изданий, мы познакомились в декабре 2009 года на журфаке МГУ. У нас проходила конференция по линии Общества изучения культуры США (ОИКС), которыми, как и всеми другими на факультете, руководят Президент факультета Ясен Засурский, декан журфака Елена Вартанова и профессор Лариса Михайлова. Параллельно вне конференции читал две лекции Оуэн Джонсон. Я незамедлительно переместилась в аудиторию, где читал Оуэн Джонсон, слушателей там было битком, - студентов, аспирантов и преподавателей журфака совершенно не пугало то, что лекции и обсуждение проходили на английском языке, без перевода, - в МГУ это норма и традиция: здесь знают языки, и на журфаке чуть ли не ежедневно интереснейшие англоязычные гости из разных стран. Завёл традицию Ясен Николаевич Засурский, легендарный журналист, профессор, американист, стоящий у руля журфака МГУ более 40 лет.

Оуэн Джонсон и аспирантка журфака МГУ

     Лекции Оуэна Джонсона оказались великолепны. Первая касалась истории коммунистической прессы Центральной и Восточной Европы. Вторая - проблем современных американских медиа и мировых СМИ.

     Так мы познакомились. И завязалась переписка. Оуэн прислал за это время много своих печатных работ, в 2010 году мы сделали с ним большое интервью для «Журналиста Украины» и московского «Журналиста».

     В Московском университете Оуэн был уже не впервые. В 1991-1992 гг. он, Рой В. Говард и Дэвид Х. Уивер работали в группе исследователей над написанием работы, в которой сравнивались российские и американские журналисты. Результаты исследований 1000 американских и 1000 российских журналистов были изданы и в России, и в США.

     Оуэн Джонсон - специалист по истории СМИ Центральной и Восточной Европы, а также истории американской журналистики, в том числе по переписке Эрни Пайла. В своё время получил гранты на проведение исследований, в том числе American Council of Learned Societies, IREX.

     Родился и вырос в Вашингтоне в семье профессора зоологии колледжа ветмедицины Вашингтонского университета. Оуэн учился в этом же университете. Практиковать как журналист начал со спортивных новостей в Pullman Herald и с работы на радио - в Энн Эрбор, штат Мичиган, где вёл получасовую дискуссию по широкому спектру социальных и политических вопросов. В молодости имел возможность учиться в Великобритании. Оттуда поехал в Швецию и там познакомился с чешскими студентами. Чехи побудили его заняться историей Чехии, родины его прадеда. Знакомство с чешскими студентами совпало по времени с Пражской весной. Эти обстоятельства и знакомство с американским профессором Романом Шпорлюком оказали большое влияние на то, что молодой Джонсон всерьёз занялся историей. Так и несёт он по жизни две любви - любовь к журналистике и любовь к истории. Заинтересовался темой словацкого национализма и идеей самоидентификации нации, этой теме посвятил и диссертацию. Также сконцентрировался на вопросах советской истории. С 1991 по 1995 год возглавлял Российский и Восточноевропейский институт.

     Оуэн Джонсон тогда, почти три года назад, впервые ясно открыл мне истину: информация, слово - это те свободы мира, которые дорогого стоят, но оттого они и свободы и главнейшие сущности, что должны быть доступны всем. Откуда следовало: они должны быть безусловно доступны, мгновенно доступны и... бесплатны?! Впрочем, Оуэн этого вывода так уж безапелляционно не сделал.

Штрих к истории свободы американской прессы

     К тому времени я имела немалый опыт «бесплатной» работы (параллельно с основной, тоже достаточно творческой, напряженной и любимой): уже шесть лет выпускала газету и альманах, старалась подтянуть хороших авторов, мы всё делали совершенно творчески, делали просветительские проекты, проводили конференции, литературно-художественные салоны и о том, чтобы на этом заработать, даже не помышляли. Были в сегменте «совершенно свободной деятельности», так сказать.

     И вот сейчас, по истечении нескольких лет, мне показалось интересным сопоставить факты на тему «Печатные СМИ - онлайн-версии» на протяжении последних лет.

     Оуэн рассказывал, что перед поездкой в Москву он расспросил американских медийщиков о положении дел в прессе. Реджо Неризетти (приехал в США из Индии), выпускающий редактор Washington Post, сказал так: «Журналистика в цене. Никогда не было так много читателей новостей в online и печатных СМИ, как в 2009 году. Умные люди скоро поймут, как делать деньги благодаря сети web. Обидно, что наша экономика переживает один из самых тяжёлых спадов, это не лучшее время для нововведений в бизнес-журналистике, но рано или поздно всё стабилизируется».

     Питер Бхетия (приехал в США из Пакистана), главный редактор в газете Oregonian в Портленде, Орегон: «Я сказал бы, что я сдержанно оптимистичен. Ближайший прогноз для газетной журналистики недобрый, но просматривается много интересных моделей, которые могут поддержать журналистику. Я не думаю, что кто-то знает ответ на вопрос, какой будет журналистика через 5 или 10 лет. Однако несомненно, что будет намного больше видов журналистики. Странные и интересные времена!»

     Оуэн также провёл опрос на собственной Интернет-странице, где получил комментарии на поставленный вопрос от 700 моих друзей, работающих в журналистике. Один из них ответил: «В Дании, Швеции и Норвегии всё нормально», - имея в виду правительственные субсидии более слабым газетам, субсидии начали давать в этих странах с 60-х гг. - «Но я не думаю, что это будет работать в США».

     Да, в американской прессе уже в те годы было мало утешительного. Тиражи газет уменьшились почти на 20% с начала 2000-х, газеты уменьшились по размеру и объёму. 4200 работников печатной индустрии США (газеты, журналы и книги) потеряли свои рабочие места в ноябре 2009 года, 86 800 человек потеряли работу в 2008 году. Это означало 10%-е снижение. За первые 8 лет 2000-х практически каждый пятый журналист в США потерял работу. Более чем на 40% упал рекламный рынок печатных изданий США ($ 28 млрд на рекламе в этом году по сравнению с $ 21 млрд в 2005-м). Но факт - у потребителей новостей появилась возможность получить больше свежих сообщений, чем когда-либо раньше, и не только потому, что они сами могли быть журналистами. Они могли взять информацию от репортёров, но сами сделать анализ и набросать перспективы. Блоги, социальные сети, подкасты, видео и интерактивная графика - всё пошло в ход.

     У американской печатной прессы своя история. Как объяснял Оуэн, в Америке, которая была под Британией, газеты не облагались налогами, что делало их более жизнеспособными. В 1765 году Великобритания ввела налог на марки, юридическое оформление документов и газеты, которые сопротивлялись колониальному режиму. Что лишь подтвердило мнение общества о важной роли прессы в защите свобод людей, и по всей стране была создана сеть газет. Газеты печатали общегосударственные новости, совсем мало местного материала, почти все были еженедельниками на четыре страницы. Делал газету, как правило, сам владелец, который был в то же время и сборщиком информации, и редактором. Помогали ему, как правило, ещё один-два сотрудника. Но зарубежных новостей в газетах было больше, чем местных. Газеты передавали то, что видели в почте, как это делают сейчас Google или Yahoo. Газеты не принадлежали политическим партиям, но они были очень близко привязаны к ним. Их доход состоял из оплаты объявлений и из продаж других товаров. Именно в 19 веке оформилась политическая мысль, и постепенно в течение века некоторые газеты в городах начали нанимать журналистов. Журналисты объявлялись политически независимыми, ведь таким образом можно было продать газеты сторонникам всех политических сил. Таким образом, доход от продажи прилагался к прибыли от рекламы. Также издатели пытались снизить цены на газеты, это обеспечивало продажу большего количества газет, а это, в свою очередь, привлекало рекламодателей. Газеты становились всё более независимыми и самостоятельными. Они также имели и «общественную пользу». Обычно считают, что всё общественно полезное не выживает в условиях рынка, но газеты были призваны занять стратегическое положение между рекламодателями и их рынками. Газеты оказались фактически в этом незаменимы. Подобный процесс имел место в некоторых газетах Москвы и Санкт-Петербурга в конце 19 - начале 20 века. Примерно к 1910 году в США было более 2200 ежедневных газет, свыше 200 из них были не на английском языке. Средняя американская семья читала по крайней мере больше одной ежедневной газеты. В городах некоторые семьи читали две или три ежедневные газеты. Некоторые из владельцев, такие как Джозеф Пулицер и Уильям Рэндолф Херст, чётко разбирались в проблемах, включая и политические, и пытались распространить свои взгляды с помощью газет.

     При этом речь идёт именно о независимой прессе. Оуэн Джонсон считает, что американские журналисты были не всегда независимы и довольно часто наблюдалась тесная связь между политическими деятелями и журналистами. Вообще, в 1960-е годы журналисты солидных городских изданий становились постепенно всё более скептическими относительно заявлений и действий правительства и других провластных учреждений. Это объединяло репортёров между собой и всё больше отделяло от официоза. Многие газеты поощряли журналистов быть «сторожевыми псами» и писать о тех людях, которые имели власть и влияние в государстве, - это не только чиновники, но и представители бизнеса и культуры. Причём упор делался на то, чтобы сложные события и проблемы преподносить на общепонятном языке. Очень важными считались новости на радио и телевидении. Доходы от рекламы позволили с середины 60-х до конца века увеличить штаты работников, что в свою очередь повысило качество и объёмы сообщений.

Падение тиражей и прогноз Оуэна Джонсона

     С 1964 по 1999 гг. количество новостей в каждых десяти городских газетах удвоилось, процент национальных и интернациональных новостей в общем объёме новостей снизился с 35 до 24, увеличилось количество местных новостей, новости городского транспорта увеличили процент с 7 до 15, спортивные - с 16 до 21, очерки о человеке - с 23 до 26. Газеты в то время работали над тем, чтобы сделать содержание материалов более универсальным, они уже не были так сосредоточены на правительстве и специфических событиях, а больше уделяли внимания тенденциям в науке, медицине, бизнесе, спорте, образовании, религии, культуре и развлечениях. Эти изменения помогали газетам противостоять альтернативным источникам новостей и информации. Особенно надо было бороться с конкурентными кабельным телевидением, эфирным телевидением и журналами. Частично реклама переместилась именно туда. Газеты стали очень зависимы именно от рекламы. Вторым фактором, который совершил вызов газетам, стали движения в обществе: «Битлз», движение за права человека, включавшее движение за сексуальную раскрепощённость, гендерные права, вопросы контроля за рождаемостью, вопрос абортов, детства, статуса отца. Общество возлагало на газеты большие надежды, тем более что они могли спокойно существовать как финансовые объекты. Пока вдруг в начале 80-х кабельное телевидение не унесло аудиторию ежедневной газеты, выходящей тиражом в 62 млн экземпляров. Затем, в 80-90-е, тиражи продолжали снижаться. Медиавладельцы продолжали концентрироваться в крупных корпорациях, руководители которых больше беспокоились о прибыли, чем о качестве журналистики. Появился Интернет. Газеты потеряли стратегические позиции. С тех пор газеты сокращают объёмы и сокращают штаты сотрудников.

     Так, The Baltimor Sun уменьшил количество работающих с 400 до 150 человек, Los Angeles Times - с 1100 до менее 600. Общее количество работников редакций США к 2009 году составило 40.000 человек (для сравнения: 60.000 - в 1992 году и 40.000 - в 1971-м). Крупнейшие газеты уволили иностранных корреспондентов. Репортёров, которые работали в столицах разных государств, стало 355, в то время как в 2003 году их было 524. Газеты в небольших городах не претерпели таких изменений, ведь там штаты с начала были небольшие и не было конкурента-телевидения.

     Вообще ситуация начала ухудшаться ещё с начала 70-х, но это было медленно и незаметно. Всё это время казалось, что всё идеально. Хотя начали страдать не только газеты, но и телевизионные новости - конкуренты печатных СМИ, - которые в свою очередь часть сюжетов брали именно из газет. На сегодняшний день журналистика стала исчезать и из телевизионных новостей, и из радио-новостей, и из интернет-новостей, им всем стали также угрожать экономические проблемы. Особенно экономические проблемы угрожают местным СМИ.

     Оуэн Джонсон тогда, в 2010-м, сделал прогноз: газеты и телевизионные новости будут существовать как минимум ещё некоторое время, но газеты будут играть меньшую роль в мире цифровой журналистики. По крайней мере, они будут менять методы работы, сочетая печать с Интернетом и блоговой журналистикой. Некоторые газеты кооперируются между собой - например, в штатах Флорида, Нью-Йорк, Огайо и Индиана. Больше новостей люди находят онлайн. Создаются новые организации онлайн-новостей, неприбыльные проекты исследовательских новостей.

     Например, есть Чикагский кооператив новостей, созданный в октябре 2009-го бывшим редактором Los Angeles Times, бывшим редактором Chicago Tribune и другими. Texas Tribune, посвященная сообщениям о государстве и политике, начала работать со штатом редакторов и репортёров ведущих изданий штата. Voice of San Diego, основанная в 2005-м, фокусируется на важных местных новостях. MinnPost из Миннесоты, St. Louis Beacon получили некоторую поддержку от филантропов и фондов, но эта задача часто практически невыполнима (чтобы поддержать New York Times, нужно $ 5 миллиардов). Также есть проблема привлечения читателей. Для газеты San Diego бюджет по состоянию на 2010 год составлял $ 1 млн в год: доходы от спонсоров, фондов, рекламы, корпоративные субсидирования, взносы от читателей. ProPublica имеет 35 прекрасных репортёров, которые сообщают о расходах правительства, экономическом кризисе, энергетических проблемах, здоровье и медицине и вместе с Washington Post, New York Times, Los Angeles Times, Chicago Tribune, the TV networks и т.п. имеет доход в $ 30 млн. Politico имеет штат отдела новостей в 70 персон на доход от рекламы, которую дают копы и группы, влияющие на законодательство и политику. В GlobalPost есть 65 внештатных корреспондентов (фрилансеров), это примерно $1 млн в 2009-м, в 2010-м это уже было $ 3 млн и $ 5 млн - в 2012-м. Деньги приходят от подписки, как эффект от объединения в синдикаты и от рекламы.

Чья парафия - новости?

     Новости делают, по мнению Оуэна, общественные радиостанции, хотя большинство общественных радиостанций не делает много местных новостей. WFIU делает их нерегулярно. Это также университетские отделы журналистики Florida International University, Missouri (Missourian), Columbia, University Of Calofornia Berkeley, Arizona State University, Wisconsin. Это и сайты, и блоговая журналистика. Но большинство из них лишь перерабатывают уже известные новости. Тем более ситуация меняется, и сейчас новости собирают не только традиционные репортёры, но также и внештатные корреспонденты, профессора, студенты и обычные граждане, которые используют для этого мобильные телефоны. Стабильные организации могут обеспечить журналистами регулярный процесс сбора новостей, потому что могут поддержать их деньгами, логистикой и юридическими службами. Деньги для этого поступают не только от рекламодателей и подписчиков, но также и от фондов, отдельных филантропов, от академического и государственного бюджетов, из специальных источников и от добровольцев.

     Алан Расбридджер, британский редактор (The Guardian), говорит то, что было бы верно также для большинства по-журналистски прогрессивных американских газет. «Наши читатели стали частью того, что мы делаем. Они пишут комментарии для нашего Комментария - свободной площадки, - которые помогли исследованиям в сфере противодействия уплате налогов и жестокости полиции. Они формируют сообщества вокруг отдельных репортёров и проблем, предоставляя руку помощи в исследованиях и воспитывая нас, когда мы что-то не так понимаем. Мы сотрудничали в проектах, требующих знаний вне нашей компетенции. Мы сделали вещи, которые были бы невозможны без них». Расбридджер знает проблемы бизнес-журналистики не понаслышке: его газета теряет ? 100 000 в день. Но не все так оптимистичны в отношении аудитории. Один из респондентов Оэуна Джонсона, который работает в технологической фирме, сказал: «Одной из проблем является уменьшение желания иметь качественную журналистику со стороны американской общественности. Предпочтение отдаётся говорению, а не обсуждению, комментариям, а не фактам (и увеличивается неспособность различить их отличие)». Или, как сказал другой: «Есть определённые трудности в сообщении реальных новостей в век инфотейнмента. Проблема заключается в том, чтобы создать реальную экономическую модель, а пока ничего не сделано по поддержке новостей».

     Прямые субсидии, как в Скандинавии, не будут работать, считает Оуэн. Возможен поиск путей косвенной поддержки со стороны правительства. У американского правительства есть запрос на независимые новости. Радиопередачи можно поддержать, увеличив налоги, или грантами информагентству (в США это сейчас $ 1.35 на человека, в Великобритании - $ 80). Можно долю Интернет-платежей направить производителям новостей. Можно принять закон, который сделает СМИ, производящие новости, некоммерческими организациями. Можно увеличить пожертвования и поддержку со стороны фондов. Можно создать независимое агентство и предоставлять субсидии, как это делает в Северной Европе Пол Старр. Но нет никакой уверенности, что общественность примет это, ведь есть ещё много информации. Нет никакой уверенности и в независимости агентств новостей. Три года назад Майкл Мессинг сообщил о том, что Google создал Фонд новаторов журналистики с начальным ежегодным бюджетом $ 100 млн, это меньше, чем 0,5 процента от суммы свыше $ 20 млрд, которые он получает ежегодно. Фонд стремится не субсидировать существующие процедуры сбора новостей, но поддерживает новые творческие идеи и программы, нацеленные на обработку новостей. Он поддерживает начинающих журналистов и новые предприятия, занятые в исследовании, международных практиках, анализе политики, блоггинга и других видах расследований и провокационных сообщений и комментариев независимых журналистов. Многие журналисты сокращены из традиционных СМИ. Но никто ещё не сделал предложений по косвенным субсидиям. Итак, вопрос дня, как определил Оуэн Джонсон, состоит в следующем: поток новостей поддерживает американскую демократию; этот поток поддерживается бизнесом газет; сейчас модель бизнеса разрушена; запрос на новости остаётся высоким; основной вопрос - как мы будем за это платить?

Мировые медиатенденции

     Вот что сообщает Бернхард Хюбнер, корреспондент «Financial Times Deutschland».

     В конце октября 2012 года издательство Springer объявило об объединении в одно редакционное сообщество газет Hamburger Abendblatt и Die Welt. Газета Abendblatt, выходившая до последнего времени во многом самостоятельно, теперь будет готовить только местные новости для Гамбурга. Освещение событий на надрегиональном уровне будет осуществляться редакциями газет Die Welt и локальной Berliner Morgenpost.

     «Это приведёт к сокращению числа журналистских рабочих мест, и в результате пострадает медийное многообразие», - считает председатель Немецкого союза журналистов Михаэль Конкен (Michael Konken).

     Мюнхенская компания Burda также избрала для себя агрессивную стратегию по превращению в онлайновый концерн. Сегодня это издательство обеспечивает всего «от 25% до 30%» оборота в Германии за счет печатных журналов, отметил издатель Хуберт Бурда (Hubert Burda) на страницах вышедшей в этот четверг газеты Zeit. До последнего времени доля оборота печатных изданий у концерна Burda постоянно превышала 30%.

     10 лет назад Депфнер возглавил концерн Springer, и при нём была принята программа экономии, после чего прибыль от газет оставалась стабильной и превышала 20%. В сравнении с первыми девятью месяцами 2008 года оборот газетного сегмента компании Axel Springer в 2012 году сократился более чем на 100 миллионов евро. Что касается онлайнового сектора, то концерн Axel Springer активно вкладывал в него средства, и недавно вместе со своим соинвестором компанией General Atlantic приобрёл за 127,5 миллиона долларов мажоритарный пакет акций бельгийского портала Immoweb.be, специализирующегося на вопросах недвижимости. Теперь и редакционные газетные материалы должны всё больше становиться источником получения онлайновых доходов. До конца года вебсайт газеты Welt станет платным. Мы не опасаемся сокращения из-за этого объёмов рекламы, отмечает Депфнер. Даже в платных печатных газетах, по его словам, стоимость рекламы выше, чем в бесплатных рекламных изданиях.

     Как считают специалисты, в текущем году оборот концерна Springer с такими платными предложениями, как iPad-Apps, будет выражаться двузначными числами в миллионах. Онлайновая реклама пока принесла концерну Springer 692 миллиона евро.

     Изабель Вейра Масон, директор Центра связей с общественностью и политики, сотрудник исторического центра парижского Института политических исследований, в интервью «Atlantico», Франция:

     «Раньше люди никогда так много не читали Le Monde или любые другие газеты. И всё это благодаря сети. Кроме того, в сфере прессы действуют особые экономические правила, а в числе игроков фигурируют крупные группы. Сложно сказать, что произойдёт завтра. Появление новых СМИ вовсе не обязательно означает исчезновение старых. Телевидение не заставило исчезнуть радио. Все они, очевидно, могут сосуществовать.

     К тому же нельзя не отметить, что телевидение ещё никогда раньше не было настолько влиятельным. Время, которые люди проводят перед телеэкранами, продолжает расти не только в США, но и во Франции. Интернет никак на этом не отразился. Телевидение очень активно, особенно в том, что касается политических событий, например, арабских революций... Начало всему положил не Интернет, а арабский телеканал «Аль-Джазира». Именно он задавал тон в Тунисе, Египте и других странах и создал почву для размышлений об арабской весне. Телевидение играет политическую роль.

     Интернет отразился на содержании передач. Благодаря сети телевидение смогло адаптироваться, в первую очередь в информационной сфере. В информационных программах сейчас больше ритма, наполнения, связей с социальными сетями. За всеми передачами сейчас можно следить в Twitter, будь то Тур де Франс или Secret Story. Выпуски новостей по-прежнему собирают огромную аудиторию, однако вся разница в том, что сегодня телезрители заранее узнают о происходящем из Интернета.

     Кроме того, Интернет позволил положить конец цензуре. Интернет также сломал барьеры между «настоящими людьми» и профессионалами. Благодаря сети зрители стали «экспертами» в политике и развлечениях. Некоторые профессионалы отмечают, что их специальность сходит на нет, а их роли постепенно отходят к «заурядным» людям. Всем выступающим на телевидении людям навешивается такой ярлык. Все они становятся профессионалами. Никогда раньше на телевидении мы ещё не видели столько экспертов.

     Сегодня телепрограммы можно смотреть и без телевизора. Вы включаете компьютер и выбираете через Сеть любую передачу, в удобное для вас время...»

     Франк Бзирске, «DAPD», Германия: «За последние 10 лет в газетной отрасли было сокращено около 15 % рабочих мест. Поэтому оставшиеся сотрудники вынуждены обеспечить большую производительность труда, и при этом работа в виртуальном пространстве весьма реальна: она требует времени, усилий, тогда как журналистские материалы в сети предлагаются преимущественно бесплатно. Нагрузку в редакциях на сотрудниц и сотрудников многие уже давно считают чрезмерной. Раньше не было принято фиксировать продолжительность работы, а теперь во многих редакциях задумались об учёте времени для того, чтобы защитить сотрудников от коллапса. Ведь они работают дольше не только над выпуском газеты, которая появляется спустя несколько часов после того, как она вечером подписывается в печать. Параллельно с этим сотрудники редакции трудятся над содержанием онлайновой версии, которая должна соответствовать критериям Интернета, и, кроме того, они что-то пишут в блогах, в Твиттере, проявляют активность на портале Facebook, а также беседуют в чатах со своими читателями. Некоторые издательства следуют теперь американскому примеру и начинают осторожно развивать модель платного контента (paid content), которая может обеспечить экономическое выживание. Это процесс неизбежный, и нужно было уже давно сделать этот шаг».

     Но любое дело начинается с идеи. Не с денег. Деньги приходят или не приходят потом. Сначала же надо вложить - эмоции, надежды, большой труд, эксперимент и риск. Газетное дело идёт через эти стадии, газета расширяет границы, осваивает базы данных, обживает онлайн-квартиры, привыкает к ёмкости, меткости и многоликости, талантливости, конкурентности остального, негазетного мира. А мир прорывается к новым духовным смыслам. И, возможно, это сейчас самое важное.

                      (с) "Литературная Россия", №№2-3, 2013 г.

Американські друковані ЗМІ: від безкоштовних онлайн-статей до онлайн-передплати

інтерв’ю з Джен Шербін

     Джен Шербін, англомовна журналістка з Цинциннати, США, понад 10 років співпрацює з українською пресою, де вийшло вже близько 200 її матеріалів у моєму перекладі. Статті Джен - про урагани Катріна, Сенди, про міські служби масового сповіщення, триденні відключення світла в Цинциннати, вибори президента, про подорожі в Лос-Анджелес, Чикаго, Майамі, Лондон, спортивні події.  Джен - корінна американка, дружина Олександра Етліна, вже 30 років громадянина США, українця за походженням, професійного перекладача і філолога. Джен пише в декілька газет Цинциннаті та інших штатів. Свого часу працювала піар-менеджером фірми "Проктер енд Гембл", головний офіс якої знаходиться в Цинциннати. Джен редагувала книгу колеги John Pepper по фірмі «Проктер енд Гембл» (P&G, Procter & Gamble) - про продукцію фірми та особливості російського ринку. Найближчим часом вийдуть власні публіцистична та художня книги Джен. Два роки тому Джен брала участь у Міжнародному кінофестивалі «Харківський бузок» - на запрошення організаторів - як спів продюсер фільму «Під вогнем» («Under Fire», про радянських фронтовичок).

дж

     З Джен ми регулярно бачимося й листуємося електронною поштою. Вона постійно тримає мене в курсі проблем сучасних американських ЗМІ. Два роки тому ми представили з нею спільну доповідь на конференції журфаку Московського державного університету «Інформаційний міст Цинциннаті-Київ-Харків-Москва». 2009 року у журналі «Журналіст України» виходило інтерв’ю  Джен про американську пресу.

     Вже тоді вона зазначала, що ЗМІ в Америці впродовж останніх декількох років міняються дуже швидко (розвиток Інтернет-ресурсів, стирання відмінностей між професійно зробленими і любительськими новинами, зникнення меж між об’єктивними і суб’єктивно-догматичними новинами). Ми говорили про те, що в Цинциннаті припинила вихід газета "Cincinnati Post", а в Денвері, Колорадо, в 2009-му припинила вихід "Rocky Mountain News" і залишилася тільки газета "Denver Post". Взагалі 2009-й рік став обвальним для англомовної американської преси. Деякі газети почали виходити тільки в онлайн-версії. Щоденні випуски "Cincinnati Enquirer" ще 2006-2007 рр. мали до 60 сторінок великого формату, а недільний випуск "Cincinnati Enquirer" сягав 140 сторінок і більше. 2009 року обсяги газети стали у півтора-два рази меншими.

     Що зараз? Джен Шербін дала мені «свіженьке» інтерв’ю - а саме 2 січня 2013 року.

     Джен, три роки тому ми говорили про друковані та Інтернет-ЗМІ в США. Скажи, будь ласка, яка ситуація в друкованих ЗМІ зараз? Що стосовно їх накладів, змісту?

     Американські друковані ЗМІ намагаються знайти своє нове місце в електронному світі 21-го століття. Багато столичних щоденних газет, а також журналів, вийшли з бізнесу. Деякі існують лише онлайн. Всі великі міста мають принаймні одну щоденну газету, хоча деякі мають і більше. Порівняйте це з ситуацією кілька десятиліть тому, коли у всіх великих містах були принаймні дві щоденні газети - як правило, ранкова та вечірня, - а деякі мали більше двох. Тут, у Цинциннаті, газета Cincinnati Post ставала все меншою та меншою за обсягом, поки вона перестала виходити п’ять років тому, і залишилася тільки газета Cincinnati Enquirer. У нас також є чотири місцевих телевізійних станції з випусками новин кілька разів на день, а також нішеві видання, наприклад, для районів та бізнес-спільноти. І кожен може дивитися новини на національних мережах - NBC, CBS, ABC, Fox, CNN.

     Друковані видання в цілому стали меншими за обсягами, статті в них більш короткі й контенту менше. З іншого боку, кількість новин в Інтернеті вибухнула протягом останніх двох десятиліть. Столична щоденна газета, ймовірно, має більший контент у Інтернеті, ніж у друкованому виданні. Хоча вартість послуг журналіста залишається стабільною, витрати на друк та розповсюдження потребують скорочення. Можливо, падіння важливості друкованих ЗМІ не дуже «заважає» сучасному способу життя, адже ми живемо в основному у "віртуальному світі".

     До недавнього часу багато столичних газет пропонували безкоштовний доступ онлайн до найрізноманітніших  статей. Протягом 2012 року багато які з них почали стягувати плату за онлайн-передплату. Кілька років я задавалася питанням, як вони могли дозволити собі пропонувати стільки статей онлайн безкоштовно, але, мабуть, усі витрати покривала Інтернет-реклама. Тепер вони побачать, чи покривають вони свої витрати шляхом онлайн-передплати, у поєднанні з доходами від реклами. Загальна політика зараз така: кожен може продивлятися 30 статей у місяць безкоштовно, з меню безкоштовних статей. Якщо ви хочете читати понад 30 статей або якщо ви хочете бачити статті не тільки з безкоштовного меню, необхідно підписатися.

     Існує один редактор, який саме в цей момент робить протилежне тому, що я описала. Це газета Лос-Анджелесу - The Orange County Register. Він розширює друковану версію власного видання, додаючи значною мірою контент про бізнес, автомобілі, продукти харчування та місцеві новин. Він також розвиває розслідування. Цей редактор вважає, що люди будуть зацікавлені в газеті, і це підвисить її ефективність і за змістом, і зовні. Порівняйте це з більшістю газет Америки, які скоротили персонал і кількість сторінок. Через два або три роки, я думаю, ми дізнаємося, чи його підхід є правильним, або правильною є присутність газети в Інтернеті переважно над її друкованою версією. Зазначу, що цей пан є бізнесменом, не журналістом, і що він купив газету нещодавно.

     Що це - онлайн-журналістика, на Твій погляд?

     Online "журналістика" - це дикий берег. Обмеживши свої зауваження статтями в Інтернеті, написаними журналістами, я б сказала, що їх репортажі багато в чому залишаються такими же самими, будь то в пресі чи в Інтернеті. Але відбуваються і деякі негативні речі, навіть із кваліфікованими журналістами, особливо у столичних газетах. Два моменти, які особливо мене бентежать: 1) швидкість, з якою вони розміщують статті в Інтернеті і 2) скорочення редагуючого персоналу, який дивиться статті, перш ніж вони вийдуть в Інтернет. Всі письменники знають, що ми робимо помилки, такі, як описки або твердження, що суперечать одне одному. Коли репортери розміщують статті в Інтернеті швидко і без розгляду іншого ока, ті помилки вже бачать читачі. І це прикро.

     Багато читачів не роблять різниці між кваліфікованим журналістом і не-репортером, який відправляє інформацію в Інтернет, наприклад, у блог або на нескінченне число веб-сайтів. Велика небезпека в тому, що люди вірять тому, що бачать в Інтернеті, незалежно від того, кваліфікована людина це розмістила чи ні. Я цілком довіряю репортажам у великих газетах, від Ассошіейтед Прес, від локальних і мережевих телеканалів. Але деякі з них звикли робити лінки їх новинних сайтів із зовнішніми сайтами. Наприклад, столичні щоденні газети можуть показати заголовок статті щодо надання медичної допомоги. Коли я натискаю на цю історію, я очікую побачити статтю, написану репортером, який має кваліфікацію, щоб писати про медичну сферу. Але іноді посилання відправляє мене за межі сайту на статті, написані кимось некваліфікованим. При використанні традиційних газет ми не сумнівалися в тому, що п’єса написана кваліфікованим журналістом. Зараз сумніваємося.

     Що Ти можеш сказати про успіх партійної преси - демократичної, республіканської тощо?

     Ми не маємо новини від наших політичних партій. Вони видають агітаційні матеріали до виборів, але вони не мають газет і новинного мовлення. Ніхто не плутає агітаційну літературу новинами.

      Так, але з досвіду співпраці з російськомовними американськими колегами я знаю, що у США багато Інтернет-ресурсів, на які пишуть автори-члени, скажімо, виключно Республіканської партії. Чим це не партійна преса? До речі, яким Тобі бачиться майбутнє російської журналістики в США (друк, радіо, телебачення)? І який їх вплив у американському житті? Чи можеш назвати когось з них?

     Мені шкода Тебе розчаровувати, але практично ніхто в Америці не знає про російську журналістику у нашій країні. Наскільки я знаю, це нішеві ЗМІ всередині російської спільноти (під російською спільнотою я розумію людей, які імігрували сюди і зберегли сильні етнічні зв’язки; росіяни звичайно дуже швидко асимілюються й беруть активну участь в американському житті), і, ймовірно, тільки в тій частині спільноти, яка хоче використати ці спеціальні засоби масової інформації, а не американські ЗМІ, або не як додаток до американських. Я можу назвати кілька видань, але тільки тому, що я чула про них через Тебе або через мого російського чоловіка. Також не проблема для нас - дивитися трансляції з Росії та України в мережі Інтернет.

     Так у чому ж ідея на сьогодні - новини ще повинні бути вільними і доступними, або люди повинні платити за них?

     Новини в Америці ніколи не були "вільними" в тому сенсі, що читачі/слухачі не платили за це. Хтось повинен заплатити журналістам, за друк тощо. Уряд, звичайно, не робить цього! Наші друковані ЗМІ фінансуються за рахунок передплати та реклами. Наші телевізійні новини фінансуються за рахунок реклами. Під рекламою я розумію продаж товарів і послуг. Політичні кампанії також можуть купити рекламний час, і ця реклама буде чітко позначена як політична. Ми не маємо засобів масової інформації,підтримуваних урядом. Ми не маємо системи, в якій посадова особа або компанія може впливати на висвітлення новин з оплатою в редакції. Я не можу сказати, що оплати за вплив ніколи не було (люди є люди, врешті-решт), але якщо вона є, вона досить рідкісна і вважається неприйнятною.

                              (с) "Журналист Украины", № 1, 2013 г.


* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Shift+Enter.

Про автора:
Автор "Журналісту України", зарубіжних видань, літератор.


Коментарі наших відвідувачів:


+ Додати
 введіть код  

Всі записи:

Головна RSS