Останнє у блогах

Більше

Останні коментарі

Dsaist
u https://genericviagraput.com# generic viagra online pharmacy viagra and alcohol <a href= https://genericviagraput.com# >viagra</a> generic viagra viagra wiki <a href=https://genericviagraput.com#>be st ...
Коментарів: 2690
eltmebqa
y <a href= https://cialisgenericput.com# >cialis from india</a> order cialis generic cialis for sale online <a href=https://cialisgenericput.com#>ge neric cialis online</a> https://cialisgenericput.com# ...
Коментарів: 2690
beqzbzbj
s https://cialisgenericput.com# buy generic cialis cialis online <a href= https://cialisgenericput.com# >cialis online generic</a> generic cialis online <a href=https://cialisgenericput.com#>mo re ...
Коментарів: 2690
qgqrgscy
pwnwck <a href= https://canadianpharmacyput.com# >canadian pharmacies shipping to usa</a>
Коментарів: 2690
vilpxmtb
hojoqq <a href= https://cialisgenericput.com# >generic cialis</a>
Коментарів: 2690
Rtycle
x <a href= https://canadianpharmacyput.com# >canadian pharmacies online prescriptions</a> canadian pharmacies online prescriptions canadian online pharmacies <a href=https://canadianpharmacyput.com#> ;canadian ...
Коментарів: 2690
fhvtnshr
szwazw <a href= https://genericviagraput.com# >generic viagra online pharmacy</a>
Коментарів: 2690
oxloomjc
d <a href= https://genericviagraput.com# >generic viagra online pharmacy</a> generic sildenafil difference between viagra and cialis <a href=https://genericviagraput.com#>be st price ...
Коментарів: 2690
llelvxlz
b https://canadianpharmacyput.com# canadian pharmacies online canadian pharmacies online prescriptions <a href= https://canadianpharmacyput.com# >canadian pharmacies online prescriptions</a> ...
Коментарів: 2690
sqldqgqc
sfnibr <a href= https://genericviagraput.com# >generic viagra for sale</a>
Коментарів: 2690

Архів


Гмар хатима това!

Наталя Голованова, 26.09.2012 15:36

ЙОМ КИПУР - Судный день,

День Всепрощения, Праздник подведения итогов, День очищения и исправления - вершина духовного подъема, который царит среди евреев на протяжении сорока дней. Первыми были 30 дней месяца Элул - время искреннего отчета, самоанализа и подведения итогов прожитому году. А затем - 10 дней трепета и раскаяния от Рош а-Шана до Судного Дня. Йом Кипур - наиболее святой и возвышенный день года, когда мы, забывая о земных делах, полностью посвящаем себя искуплению и очищению от совершенных грехов. Это единственный день в году, когда Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов.

     (эти тексты лежат без дела дня три - готовила для друзей; предлагаю их читателю, может, полезно. Сегодня - Йом Кипур, после 10 дней сосредоточения и молчания; многие евреи в эти дни остановились и подумали, хорошо подумали; в некоторых странах, во многих домах сегодня затишье, меньше автодвижения, минимум говорения, молчат мобильные телефоны, пустая электронная почта).

Раскаяние - тшува

Искупление - капара Противоречие, конфликт между ними

"Раскаяние" ("тшува") в Рош а-Шана

     "Раскаяние", "тшува" - это процесс активный, состоящий из четырех последовательно преодолеваемых ступеней (признание греха, сожаление, исправление последствий и недопущение подобных нарушений в будущем). Основой всего этого процесса является ощущение того, что человек властен над собой, над своими поступками, над своими грехами или праведностью. Фундаментом раскаяния является концепция свободы воли. Ощущение свободы воли, необходимости активного действия является ведущим в Рош а-Шана. Ясно, что мало надежды на то, что человек может совершить полную тшуву одновременно во всех областях. Однако считается возможным и очень важным достичь полной тшувы хотя бы в немногом.

"Искупление" ("капара") в Йом Кипур

     В отличие от этого, Йом Кипур полон противоположным ощущением - признанием того, что мы на самом деле не в состоянии достичь конечного успеха в обретении праведности. Р.Йосеф-Дов Соловейчик: "...Хотя мы подчеркиваем свободу воли человека, тем не менее мы отдаем себе отчет в том, что очень многое в жизни людей происходит без их активного участия. Человек не выбирает себе семью, в которой он рождается и воспитывается, не выбирает общества, в котором будет жить и ценности которого окажут на него большое влияние. Он принимает решения, но, тем не менее, оказывается, что важнейшие аспекты жизни зависят от непредсказуемых, случайных событий и обстоятельств, на которые он никак не может повлиять». В Йом Кипур в знак чистоты и святости принято одеваться в белое.

Гордыня Рош а-Шана должна быть не отменена, но уравновешена смирением Йом Кипура.

 Уязвимость

     Наши Мудрецы утверждают, что первичная причина стремления к молитве коренится в переживании цара, душевных страданий или отчаяния, и в цорех - нужде, потребностях. Авраам и Ицхак молились о детях (Бытие 15:2, 25:31); Яаков молился о защите от своего брата Эсава (там же, 32:11 и далее); Моисей молился о выздоровлении Мириам (Числа 12:13). Шаткое положение человека в мире служит стимулом к молитве. Наша Амида наполнена главным образом молениями, отражающими многочисленные опасности переменчивой жизни. Даже богатый человек молится о материальном благополучии, даже абсолютно здоровый человек молится о здоровье. Почему? Ответ в том, что человек уязвим и его сегодняшнее благополучие через минуту может рухнуть. "Вечером ложится в слезах, а утром (приходит) радость" (Псалмы 30:6), но с тем же успехом может произойти и обратное.

Отрывок молитвы на Йом Кипура, исполняет Звулун Квартин

(Новоархангельск-Нью-Джерси, 1874-1953) http://www.youtube.com/watch?v=Rc-NpiaS9OI

      Человек - не ангел, ему свойственно ошибаться, но Бог всегда готов простить искренне раскаявшегося. Вот отчего не страх, не душевные муки и не ужас перед небесным судом несет нам Судный День, а радость и душевный подъем. Поднявшись над земным, искренне и полностью представ перед Всеблагим и Прощающим, мы обретаем надежду и даже уверенность, что будем вписаны в счастливый год.

    Нет в еврейском календаре дня более серьезного и торжественного, чем Йом Кипур. Когда жизнь всей страны Израиля затихает на целые сутки, когда в самом воздухе витает неуловимое, но хорошо различимое чувство трепета, и, казалось бы, вся природа вокруг нас погружается в напряженное ожидание... то это означает, что мы с вами находимся внутри интенсивного и глубокого процесса самоанализа, очищения и исправления во время дня Йом Кипура - дня, раз в году выделенного Творцом мира специально для этой цели.
     Естественно задать вопрос: разве можем мы - уже после вынесения "приговора" в Рош а-Шана - оказать влияние на формулировку окончательного, подписанного "текста приговора" и тем самым на нашу судьбу в начавшемся году? Всевышний через свою Тору - Учение, переданное еврейскому народу более 3300 лет тому назад, - сообщил нам: да, мы можем изменить "текст приговора" в день его подписания, Йом Кипур.
Задумаемся на минуту: в высших мирах уже точно взвесили все наши дела за год, не забыт ни один хороший поступок, ни один плохой не исчез бесследно... Что мы после этого можем сделать? Ничего, если... если ничего не будем делать.

     Мы знаем, что в Дни Мошиаха произойдут изменения по сравнению с тем, что было в изгнании. Так, например, символ страдания - пост - перевернется в ни с чем не сравнимую радость

     33 века назад, в Синайской пустыне, после грехопадения евреев - поклонения золотому тельцу - Моше поднялся на гору Синай, молить Бога о прощении своему народу. В день Йом Кипур он вернулся, принес новые Скрижали Завета и радостную весть: «Простил Я по слову твоему!» С тех пор Йом Кипур стал днем Всепрощения и одновременно первым днем изучения Великой и Святой Торы... И сильные переживаниия Творца, и Его благословения, полученные во время Йом Кипура, - все это вместе влияло на остальной мир. В среде народа происходило обновление, которое «исправляло мир».
И вот, по прошествии тысячелетий, Храм был разрушен. И как не пытался Рамбам вывести новую формулу (я уважаю его и считаю величайшим мыслителем), но слов из Торы не выкинешь: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев.17:11)!
Что же теперь делать? Только одно - восстанавливать Храм, чтобы закон Торы о жертвоприношении был исполнен.
Но восстановление Храма задерживается на неопределенный срок, а народ Израиля должен продолжать искупительную работу, а без «очищения» он не готов до конца. Но премудрость Божья многогранна, и духовные законы, даже если они не вполне понятны человеку, установлены Богом, чтобы двигаться вперед. Бог, по Своей державной милости, дал 2000 лет назад дополнительный, или, лучше сказать, параллельный путь!

   В эти дни каждый из нас способен оторваться от будней и спросить себя: «Зачем я на земле, в чем мое назначение, где мое место?» - у такого человека есть надежда.

     ...Это произошло в годы второй мировой войны в немецком лагере для западных военнопленных. Среди находившихся там солдат многих стран было немало верующих евреев. Они понимали, чем грозит демонстрация религиозности в немецком концлагере, но еврейская искра, вечно горящая в еврейских сердцах, помогла одержать верх над сомнениями осторожных.

     Не объявляя заранее, но и не делая из того секрета, в Йом Кипур евреи собрались в бараке. Наступил возвышенный час молитвы Судного Дня. И каково было удивление молящихся, когда в барак один за другим стали входить офицеры и солдаты, о ком и подумать было нельзя, что они евреи. Рискуя многим, они пришли на свой еврейский праздник и подхватили мелодию величественной молитвы...

     Можно посоветовать друг другу читать Пинхаса Полонского «Рош а-Шана и Йом Кипур в еврейской традиции», философский труд, поднимающий многие вопросы.

     На Йом Кипур в синагоге читают Книгу пророка Ионы, где раскрыта основная идея Судного Дня: прощение тем, кто раскаялся и вернулся на праведный путь. Так случилось во времена пророка Ионы с жителями Ниневии - богатого и прекрасного города древности, погрязшего в грехах и пороках. Иона призвал жителей безнравственной Ниневии к раскаянию, предупредив, что иначе город и люди погибнут. И все горожане - от царя до последнего раба - вняли голосу пророка, отказались от порочной жизни и тем спаСли себя от гнева Б-га.

     ...Удивительная способность превращения грехов в заслуги, величайшего зла в величайшее добро, и отличает раскаяние - тшува. Долг и обязанность каждого еврея вернуться к Б-гу. «Возвратитесь ко Мне, и я вернусь к вам». Но без усилий, без искреннего стремления к совершенству человек не может вернуться на путь Всевышнего.

     В Торе сказано, что в день Йом Кипура мы должны не есть и не пить от захода солнца и до вечера (появления звезд) следующего дня, то есть примерно 25 часов. Необходимо еще раз отметить: задача поста - таанита - придавить, "угнести" тело. Ограничивая тело (таанит), мы должны одновременно укрепить душу (самоанализ и молитва, на иврите: тфила). Таанит и тфила - это и есть главное содержание всего дня Йом Кипура.

Гмар хатима това! Чтобы Господь записал в Книгу Жизни! Хорошей всем подписи и печати!


Обычаи в эти дни

Канун Йом Кипура ↓

Обычай Капарот, обряд искупления ↓

Шахрит (утренняя молитва) ↓

После Шахрита ↓

Первая трапеза ↓

Миква ↓

Минха (дневная молитва) ↓

Видуй ↓

Отношения между людьми ↓

«Прерывающая» трапеза (сеуда мафсэкет) ↓

«Принятие поста» и прочих запретов ↓

Благословение детей ↓

Йом Кипур ↓

Зажигание свечей ↓

Надевание талита ↓

Запрет на еду и питье ↓

Запрет на умывание и натирание ↓

Запрет носить кожаную обувь ↓

Вечер Йом Кипура ↓

Молитва «Зака» ↓

«Коль Нидрэ» ↓

Аравит (вечерняя молитва) ↓

Утро Йом Кипура ↓

Шахрит (утренняя молитва) ↓

Изкор ↓

Молитва Мусаф ↓

Дневное время и исход Йом Кипура ↓

Молитва Минха ↓

Молитва Неила ↓

Аравит ↓

Авдала ↓


* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Shift+Enter.

Про автора:
Автор "Журналісту України", зарубіжних видань, літератор.


Коментарі наших відвідувачів:


+ Додати
 введіть код  

Всі записи:

Головна RSS