Останнє у блогах

Більше

Останні коментарі

Guestprush
<a href=" http://deci.ma/asics-gel-1130/ ">asics gel 1130</a> <a href=" http://deci.ma/keine-voegel-mehr-im-gart en-2016/ ">keine vögel mehr im garten 2016</a> ...
Коментарів: 2427
ratemegaign
cbd oil dogs <a href="https://americacbdoilstore.co m/#">cbd</a> | <a href=" https://americacbdoilstore.com/# ">cbd store</a> | <a href=https://americacbdoilstore.com/#> ;cbd ...
Коментарів: 2427
Guestprush
<a href=" http://econceptions.mobi/de/metformin-ma nufacturer/ ">metformin manufacturer</a> <a href=" http://econceptions.mobi/de/villa-huegel -veranstaltungen/ ">villa ...
Коментарів: 2427
ratemegaign
american shaman cbd <a href="https://cbdoilmarketusa.com/# ">walgreens cbd oil</a> | <a href=" https://cbdoilmarketusa.com/# ">cbd oil australia</a> | <a href=https://cbdoilmarketusa.com/#>cb d ...
Коментарів: 2427
Guestprush
<a href=" http://econceptions.mobi/de/cialis-onlin e-bestellen/ ">cialis online bestellen</a> <a href=" http://econceptions.mobi/de/peter-feld/ ">peter feld</a> ...
Коментарів: 2427
ratemegaign
https://onlinecasino888.us.org/# real casino slots <a href=https://onlinecasino888.us.org/#> ;slots free games</a> <a href=https://onlinecasino888.us.org/#> ;play free vegas casino games</a> ...
Коментарів: 2427
Guestprush
<a href=" http://econceptions.mobi/de/cymbalta-wit hdrawal/ ">cymbalta withdrawal</a> <a href=" http://econceptions.mobi/de/malarone-ein nahme-prophylaxe/ ">malarone ...
Коментарів: 2427
ratemegaign
cbd oil for pets <a href="https://highcbdoildrops.com/# ">cbd plus</a> | <a href=" https://highcbdoildrops.com/# ">cbd oil canada</a> | <a href=https://highcbdoildrops.com/#>do es ...
Коментарів: 2427
ratemegaign
cbd hemp oil <a href="https://cannacbdoilrx.com/#&q uot;>hempworks cbd oil</a> | <a href=" https://cannacbdoilrx.com/# ">cbd oil florida</a> | <a href=https://cannacbdoilrx.com/#>cbd ...
Коментарів: 2427
ratemegaign
https://moderncbdoil.com/# cbd canada <a href="https://moderncbdoil.com/#&qu ot;>where can i buy cbd oil near me</a> <a href="https://moderncbdoil.com/#&qu ot;>cbd vape</a> ...
Коментарів: 2427

Архів


Владимир Высоцкий. Надругательство

Борис Бахтєєв, 07.12.2011 10:22

3 декабря. Российский телеканал «Первый канал. Всемирная сеть». Дневной выпуск новостей. Материал о выходе на широкий экран художественного фильма о Владимире Высоцком.

Подводка, самое её начало: «Аншлаг. Билетов на сеансы не достать, свободных мест в залах нет. Точно так же, как когда-то было не попасть на концерты самого Высоцкого».

Одна фраза журналистки. И вот уже воображение среднестатистического зрителя рисует картины «счастливого советского детства»: Киев, дворец «Украина», сольный концерт Высоцкого, экзальтированные граждане штурмуют кассы. Или нет: не Киев, Москва. И не дворец «Украина», а Кремлёвский дворец съездов. Никак не менее.

«Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна Высоцкого!» - в ритме марша начинает петь душа среднестатистического зрителя. Среднестатистического, потому что даже те, кому сейчас сорок, уже не помнят и не могут помнить всего, что происходило с Владимиром Высоцким и вокруг него. Слишком малы они были.

Этот среднестатистический телезритель с творчеством Высоцкого уже не знаком. Высоцкий для него - не более чем легенда минувшей эпохи. Увы, лишённая конкретных очертаний. Собственное мнение о Высоцком и его соотношении с тем, что подразумевается под аббревиатурой «СССР», у среднестатистического зрителя отсутствует.

А душа зрителя уже не поёт, а кричит: «Вот какую страну мы потеряли! Каких титанов рождала она и выносила на самый верх славы!» Последовавший несколько далее синхрон кого-то из авторов фильма: мол, «мы старались ничего не скрыть, не приукрасить фигуру Высоцкого»; в фильме, мол, говорится и о его пристрастии к алкоголю, и о наркомании, - этот синхрон уже ничего не меняет. «В той великой стране наркомании не было, ни чуть-чуть!» - продолжает верить зритель, как верил раньше.

И ведь не упрекнёшь журналистку во лжи. На концерты Высоцкого было действительно не попасть. Умолчала она об одном: не попасть было ещё и потому, что не было его официальных концертов. Никому даже в самом наркотическом бреду не могли привидеться дворец «Украина», а тем более Кремлёвский дворец съездов, украшенные афишами Высоцкого. Такого не могло быть, потому что такого не могло быть; точка.

Не существовало официально такого певца, композитора и поэта, как Владимир Высоцкий. Был театральный и киноактёр Высоцкий - да, популярный; да, способный и многообещающий, но не дослужившийся даже до звания заслуженного артиста какой-нибудь автономной республики. Ни разу так и не показало при жизни поющего Высоцкого советское телевидение, ни одной его песни не передало советское радио. Его песни переписывали друг у друга, с магнитофона на магнитофон. Единственный миньон, выпущенный фирмой «Мелодия», четыре песни - вот и всё официальное «признание».

Выступал Высоцкий в провинциальных клубах, под личную ответственность их директоров и по страшному секрету («ну, вы же понимаете»). Выступал в заводских и институтских столовых. Выступал на буровых или на приисках, затерянных среди сибирской тайги. Сколько концертных администраторов оказались в те годы за колючей проволокой - не счесть. Вот именно за такие «концерты по договорённости» - говоря языком советского законодательства, за частнопредпринимательскую деятельность. И это были даже концертные администраторы, работавшие с самыми что ни на есть официозными исполнителями!

Высоцкий как артист неофициальный, не состоявший в штате никакой концертной организации, ходил по краю пропасти. Спасло его, вероятно, единственное обстоятельство: его песни любил Леонид Брежнев. Ещё одна характерная деталь из жизни «той великой страны»: генеральный секретарь слушал Высоцкого, а простым советским гражданам это «не рекомендовалось»; любовь Брежнева не открыла перед Артистом официальную дорогу к слушателям. Слишком «несоветские» песни и в слишком «несоветской» манере он писал и пел.

Нет, он не обличал советский строй прямым текстом - и поэтому сегодня очень удобен агитаторам за «великую страну». Он просто позволял себе петь не то и не так, что и как требовалось от советских артистов. Всего лишь - но этого было достаточно, чтобы его считали альтернативой системе. Чтобы на одной чаше весов была вся «советская песня», а на другой - один Высоцкий, и эта вторая чаша перевешивала.

Этого было достаточно, чтобы не пускать Высоцкого на официальную сцену, и чтобы в фельетонах советских публицистов его песни слушали сплошь «тунеядцы» и «прожигатели жизни».

Ограниченные, задавленные бытовыми проблемами Вани и Зины, передовые рабочие с их «я к полякам уезжаю в чешский город Бунгладешт» - это была та советская действительность, которой было не найти в официальном искусстве. Та осточертевшая, безнадёжная действительность, с которой советские граждане встречались повседневно - а в газетах читали про «дальнейшее улучшение», «всемерное повышение» и «трудовые свершения». «Алкогольная лирика» у Высоцкого, в отличие от его современников и последователей, тоже была не самоцелью и не «блатной» бравадой, а частью нарисованной им картины настоящего, а не пропагандистского СССР.

Собственно, именно в этом и состояла одна из причин феноменального успеха Высоцкого как автора и певца - он был едва ли не единственным, кто рисовал картины той настоящей, реальной жизни «великой страны», которая для всех советских граждан была обыденной. Он превращал лакированную, и от того ещё более унылую, безнадёжность в смешной и едкий фарс. «Перемен, мы ждём перемен» - вот о чём были его песни, пусть даже формулировка эта - не его. Был ли Высоцкий диссидентом? По форме - нет, безусловно, нет. По сути своего творчества - да, был.

Да, его песни почти не были публицистичными, это не была журналистика под гитару. Он достигал цели сугубо художественными средствами, причём такими, какие мог легко декодировать любой житель СССР.

Ну а Брежнев? Говорят, он и нашумевшие западные фильмы любил посмотреть. Те самые, о которых рядовые граждане знали только лишь из разгромных статей советской прессы. Это была одна из привилегий высшей номенклатуры - иметь доступ к тому, что для рядовых советских граждан было строжайше запрещено. В этом и был смысл её, номенклатуры, жизни.

Одна фраза российской тележурналистки... И нет, вроде бы, в ней прямой лжи. А созданная ею картина - лживая от начала и до конца. Приклеивать Высоцкого к официальной советской культуре, ставить знак равенства между ним и теми, кто давал концерты в крупнейших залах, - это надругательство. Не меньше, чем надругательство. Может быть (да нет, наверняка), Высоцкий всю жизнь ждал вот тех официальных концертов, на которые уж точно было бы не попасть. Ждал официального признания. Пусть не верил в него, но всё-таки ждал. Так и не дождался.

А может быть, именно из-за этого было и пьянство, и наркомания? Воспетая в русской литературе трагедия «лишнего человека» - не о Высоцком ли она? А теперь эту трагедию изо всех сил замазывают, закрашивают, заглушают победными маршами и смакованием «пикантных» подробностей его жизни. Переступая через самого Высоцкого.

Заметили ли вы, кстати: во всех телевизионных материалах Высоцкий сегодня фигурирует как театральный актёр, кинозвезда - и вдобавок к этому, так, между прочим, ещё и сочинитель песен: ну вот такое хобби у него было?

Нынешнему зрителю и не понять, чем же была вызвана повальная высоцкомания в СССР. Ну, выдающийся актёр, ну, Гамлета сыграл. Ну, Жеглова. Невдомёк зрителю: не «Место встречи изменить нельзя» сделало Высоцкого кумиром; это участие Высоцкого сделало фильм культовым.

Его, зрителя, воображение рисует теперь уже другую картину. Вот типичный советский строитель, уложивший за смену несколько центнеров кирпичей, заканчивает рабочий день, быстренько переодевается и спешит в театр - смотреть «Гамлета». А вот продавщица советского гастронома, закончив продавать сырокопчёную колбасу по два - двадцать (сегодня такая стоит полторы сотни за килограмм!), снимает накрахмаленный белый чепчик и тоже бежит со всех ног - в театр, смотреть «Гамлета». А вот шахтёр, выйдя из забоя, садится в самолёт и летит, летит в Москву: только бы успеть, ведь сегодня в театре играет любимый Высоцкий!

И опять душа зрителя криком кричит: да что же за чудную страну развалили, гады! Вот же какой была она - в ней все от мала до велика театром болели! Все, от дворника до доярки, Шекспира назубок знали! В ней театральный актёр мог стать национальным героем!

И разве это - не надругательство над Высоцким? Разве не спецоперация на его памяти?


* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Shift+Enter.

Про автора:
Журналіст.


Коментарі наших відвідувачів:


+ Додати
 введіть код  

Всі записи:

Головна RSS