Останнє у блогах

Більше

Останні коментарі

nngpsltt
xxsowi <a href= https://modafinilprovigilforsale.com# >modafinil provigil</a>
Коментарів: 2643
rpjpofwl
w <a href= https://canadacialisgenericrx.com# >cialis cheap generic</a> buy generic cialis cialis free trial <a href=https://canadacialisgenericrx.com#& gt;cialis generic</a> https://canadacialisgenericrx.com# ...
Коментарів: 2643
xuntqdtm
r <a href= https://modafinilprovigilforsale.com# >modafinil provigil</a> buy modafinil modafinil for sale <a href=https://modafinilprovigilforsale.co m#>provigil 200 mg</a> https://modafinilprovigilforsale.com# ...
Коментарів: 2643
Dsaist
ppkujp <a href= https://viagragenericforsalerx.com# >buy generic viagra</a>
Коментарів: 2643
jkqoghzp
qgcfxy <a href= https://canadacialisgenericrx.com# >buy cialis canada</a>
Коментарів: 2643
kfocurnx
g <a href= https://viagragenericforsalerx.com# >generic viagra for sale</a> viagra 100mg pills for sale generic viagra for sale <a href=https://viagragenericforsalerx.com# >viagra 100mg ...
Коментарів: 2643
Dsaist
iwmjpt <a href= https://canadacialisgenericrx.com# >cialis coupon free trial</a>
Коментарів: 2643
oygnjjtk
szpwai <a href= https://viagragenericforsalerx.com# >over the counter viagra</a>
Коментарів: 2643
jppndlte
b <a href= https://modafinilprovigilforsale.com# >provigil generic</a> buy modafinil 200mg provigil 200 mg <a href=https://modafinilprovigilforsale.co m#>modafinil for sale</a> ...
Коментарів: 2643
rvgsqvfj
j <a href= https://viagragenericforsalerx.com# >buy generic viagra</a> viagra generic generic viagra online <a href=https://viagragenericforsalerx.com# >viagra for sale</a> https://viagragenericforsalerx.com# ...
Коментарів: 2643

Архів


Мифы СССР: дружба народов

Борис Бахтєєв, 01.09.2011 20:36

Один из мифов СССР звучит так: «Никто ни у кого не спрашивал о национальности». А теперь попробуем представить: как это возможно? Предположим, идёт международная («интернациональная») конференция. Сможете ли вы общаться хоть с кем-нибудь, не спросив о его национальности? Не зная, на каком языке к нему обратиться и как себя вести в общении?

Ситуация «никто не спрашивал о национальности» возможна при единственном условии: «Если ты говоришь, как русский, и ведёшь себя, как русский, - я, так уж и быть, буду относиться к тебе, словно к русскому, и закрою глаза на то, что на самом деле ты - презренный нацмен». Случайно ли излюбленным хобби советских людей было угадывание «истинной национальности» того или иного известного деятеля?

В СССР проводилась политика языковой и культурной ассимиляции. Государство, гордившееся своей национальной политикой, должно было чем-то эту ассимиляцию маскировать. Такой маскировкой была графа «национальность», присутствовавшая в любой советской анкете - начиная от поступления на работу и кончая устройством в гостиницу, справкой в жэке и даже списками учеников в классных журналах. Разумеется, в анкетах не задают вопросов из праздного любопытства.

Первым секретарём ЦК компартии республики (союзной или автономной) в 1960-е - 1980-е годы непременно должен был быть представитель титульного этноса, пусть даже его доля в общей численности населения составляла 10 - 20%, как в Карельской АССР. Председателями верховных советов и советов министров союзных республик тоже непременно были представители титульных наций, всем остальным путь на самые вершины власти был заказан. Особую тщательность соблюдали в Молдавии и Белоруссии. В Молдавии руководителями республики должны были быть этнические молдаване, но обязательно с левого берега Днестра, из нынешнего Приднестровья. (Не в этом ли кроется одна из причин, по которой молдаване Приднестровья так упорно цепляются за никем не признанную независимость: левобережные молдаване не хотят смириться с утратой своего доминирующего положения?) В Белоруссии со странным постоянством становились высшими руководителями этнические белорусы, но с фамилиями непременно на «ов» или «ев» - далеко не самыми распространёнными у белорусов.

Вторыми секретарями ЦК компартий союзных республик в большинстве случаев были этнические русские. Руководителями знаковых учреждений были либо представители титульных наций, либо русские, либо русифицированные украинцы или белорусы. Исключения бывали, но очень редко. Представители титульных наций других республик, а также люди, чья национальность не принадлежала к «братской семье народов СССР», - немцы, греки, поляки, венгры, корейцы - рассчитывать на слишком высокие должности практически не могли. Представители титульных наций автономных республик практически не могли рассчитывать прыгнуть выше уровня автономии и занять руководящую должность уровня союзной республики. В самом крайнем случае, они для этого должны были пройти всю номенклатурную лестницу в своей автономной республике сверху донизу.

Сын бурята и польки Юрий Ехануров, осетин Василий Джарты или Юлия Тимошенко (Григян) в УССР не смогли бы занять высоких постов никогда и ни при каких обстоятельствах. А кстати: разве в сегодняшней «интернациональной» России смогли бы? Был не так ещё давно в России премьер-министр Михаил Фрадков. Израильские русскоязычные СМИ с гордостью писали: премьер-министром России стал еврей! Сам же Фрадков настойчиво заявлял, что он русский. Премьер-министр страны, «несущей по всему миру высокое знамя интернационализма», предпочёл (вынужден был?) скрывать своё этническое происхождение!

Вот это - один из самых ярких уроков, которые получали в СССР «нацмены»: быть нерусским - стыдно. Нужно скрывать, что ты не русский.

Рассказывали, что в послевоенные десятилетия в Донбассе молодые татары очень стеснялись появляться в общественных местах с родителями - и это при традиционном преклонении перед родителями и вообще перед старшими! Причина была проста: они стеснялись, когда родители на людях обращались к ним по-татарски. Им было стыдно показывать, что они - татары. В 1970-е годы в татарских семьях установилось прочное двуязычие: родители обращались к детям-школьникам по-татарски, те отвечали только по-русски. Нынешние школьники не знают татарского и близко.

Вот точно так же ушли из «многоязычного» Донбасса украинский, румейский, урумский, идиш... В сегодняшнем Донбассе вы слышите, как люди между собой говорят по-украински, подходите к ним, обращаетесь по-украински же... Ваши визави тут же перейдут на русский. А ответят вам крайне нервно - словно вы уличили их в чём-то постыдном.

Что это, как не советское наследие а регионе, где принято преклоняться перед всем советским?

...Граждане СССР могли выбирать запись в графе «национальность» либо по отцу, либо по матери. Выбрать другую национальность было нельзя: ни этническая самоидентификация (самоощущение), ни языковые и культурные предпочтения никакого значения не имели. Человек мог не знать ни слова по-украински, зато наизусть цитировать всего Пушкина - но всё равно он оставался украинцем и записаться русским не мог никаким образом. Точнее, мог, но только по очень большому знакомству и за очень большую взятку.

Что получалось? Белорусский язык почти вышел из употребления, во многих школах БССР в 1980-е годы белорусскую литературу преподавали на русском языке (!), но вот же они были, белорусы - по паспорту! И занимали они самые высокие должности. Вот он был, расцвет белорусского советского народа! Выходила крайне примечательная, по правде говоря, вещь: в СССР национальность рассматривалась не как социальная, не как этнокультурная, а как биологическая категория. Как сугубо наследственный признак. Стоит ли уточнять, какие аналогии при этом возникают?

В десятом классе школы, перед получением паспорта, школьники вдруг начинали менять фамилии. В основном, конечно же, еврейские - по возможности на русские, на худой конец, на не столь откровенно еврейские. Впрочем, меняли фамилии не только евреи. Знаю случай, когда десятиклассник Кириченко поменял фамилию на Петров. На престижный факультет Киевского университета Петрову поступить было легче, чем Кириченко.

Анкеты для поступления в Киевский университет помогали абитуриентам не ошибиться: графа «национальность» была разбита на четыре подграфы: «Р», «У», «Е», «Др». «Подозрительные элементы» не могли укрыться за указанными в их собственных паспортах «Р» или «У»: отвечая на вопрос о родителях, нужно было указывать национальность каждого из них. Принимая решение о том, кого из абитуриентов зачислить, а кого нет (на практике это означало: кому на экзаменах не мешать, а кого валить), комиссия чётко соблюдала предписанные соотношения национальностей. Естественно, ни в одном документе этого не было написано, но в приёмной комиссии абитуриенту могли прямо так и сказать: «Сожалеем, мы бы с удовольствием, но вот пятая графа...».

Вот и ехали абитуриенты-евреи из Киева поступать кто в Ижевск, кто в Архангельск. Или поступали в совсем уж экзотические вузы вроде сельхозакадемии, где оказывались единственными горожанами. И ведь не троечники, не одержимые любители странствий! Просто была негласная процентная норма: не более 2% евреев от общего числа поступивших (на престижные факультеты доступ им был вовсе закрыт). Белорусы из Киева ехали поступать в Минск, молдаване - в Кишинёв, грузины - в Тбилиси. Пусть даже они не знали своих языков. Там они были «своими», здесь же для них была процентная норма для «Др».

Справедливости ради следует отметить, что этнический признак был далеко не единственным основанием для дискриминации при поступлении в вузы. Играл роль и социальный («из рабочих», «из колхозников», «из служащих»), и гендерный. «Из рабочих» поступить было легче, чем «из служащих», а парню легче, чем девушке. На некоторые престижные факультеты девушек не брали вовсе - хотя, опять-таки, нигде этого не было официально написано. Просто в приёмной комиссии могли доверительно сказать: «Мы не имеем права не допустить вас до экзаменов, но девушек мы не принимаем, и проходного балла вы никогда не наберёте». Впрочем, это ничуть не мешало поступать на эти факультеты высокопоставленным папиным дочкам. Но это - уже другая тема...

Занятие должностей, защита диссертаций, награждение и поощрение, избрание в советы - всё это прямо зависело от записи в графе «национальность». Будучи страной языковой и культурной ассимиляции, СССР в то же время был страной жёсткой этнической сегрегации.

Так что нынешняя идея «этнических квот» ВО «Свобода» на самом деле отнюдь не нова, да и «свободовцы» - по сути, обыкновенные совки...

Таким он был - Союз Советских Социалистических Республик. Стоит ли о нём сожалеть?


* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Shift+Enter.

Про автора:
Журналіст.


Коментарі наших відвідувачів:


+ Додати
 введіть код  

Всі записи:

Головна RSS