Останнє у блогах

Більше

Останні коментарі

nngpsltt
xxsowi <a href= https://modafinilprovigilforsale.com# >modafinil provigil</a>
Коментарів: 2643
rpjpofwl
w <a href= https://canadacialisgenericrx.com# >cialis cheap generic</a> buy generic cialis cialis free trial <a href=https://canadacialisgenericrx.com#& gt;cialis generic</a> https://canadacialisgenericrx.com# ...
Коментарів: 2643
xuntqdtm
r <a href= https://modafinilprovigilforsale.com# >modafinil provigil</a> buy modafinil modafinil for sale <a href=https://modafinilprovigilforsale.co m#>provigil 200 mg</a> https://modafinilprovigilforsale.com# ...
Коментарів: 2643
Dsaist
ppkujp <a href= https://viagragenericforsalerx.com# >buy generic viagra</a>
Коментарів: 2643
jkqoghzp
qgcfxy <a href= https://canadacialisgenericrx.com# >buy cialis canada</a>
Коментарів: 2643
kfocurnx
g <a href= https://viagragenericforsalerx.com# >generic viagra for sale</a> viagra 100mg pills for sale generic viagra for sale <a href=https://viagragenericforsalerx.com# >viagra 100mg ...
Коментарів: 2643
Dsaist
iwmjpt <a href= https://canadacialisgenericrx.com# >cialis coupon free trial</a>
Коментарів: 2643
oygnjjtk
szpwai <a href= https://viagragenericforsalerx.com# >over the counter viagra</a>
Коментарів: 2643
jppndlte
b <a href= https://modafinilprovigilforsale.com# >provigil generic</a> buy modafinil 200mg provigil 200 mg <a href=https://modafinilprovigilforsale.co m#>modafinil for sale</a> ...
Коментарів: 2643
rvgsqvfj
j <a href= https://viagragenericforsalerx.com# >buy generic viagra</a> viagra generic generic viagra online <a href=https://viagragenericforsalerx.com# >viagra for sale</a> https://viagragenericforsalerx.com# ...
Коментарів: 2643

Архів


Мифы СССР: союз равных

Борис Бахтєєв, 29.08.2011 11:33

Говоря о государственном устройстве СССР, многие до сих пор исходят из официального определения: «Союз республик - суверенных государств». СССР был далеко не единственным случаем, когда официальное название государства противоречило реальному состоянию вещей. Страна, официально называемая Швейцарской Конфедерацией, на самом деле является федерацией и именно в таком качестве признана в мире. Соединённое Королевство Великобритания и Северная Ирландия - государство унитарное, хоть даже «соединённое». Бирманский Союз (Мьянманский Союз) и Содружество Доминика - вовсе не надгосударственные образования, а самые что ни на есть обычные государства. Из официального названия Восточная Республика Уругвай вовсе не следует, что есть или была ещё и «Западная Республика Уругвай».

На протяжении всего существования Советского Союза основой его политической системы была ВКП(б) - КПСС: именно партийное руководство принимало сколько-нибудь значимые решения, а органы государственной власти лишь формально утверждали их. В конституции 1977 года роль КПСС как «ядра политической системы» была провозглашена прямым текстом. Каждая союзная республика имела своё отделение КПСС - были Компартия Украины, Компартия Белоруссии, Компартия Молдавии, и так в четырнадцати республиках. Лишь в одной республике своего отделения КПСС не было, а все областные и краевые комитеты подчинялись непосредственно ЦК КПСС. Республикой этой была Российская СФСР. Сравните: Киевский обком КПУ, Донецкий обком КПУ, Тернопольский обком КПУ - но Московский обком КПСС, Брянский обком КПСС, Тамбовский обком КПСС. Именно такими были официальные названия обкомов соответственно в Украине и России. «Компартии России» не существовало.

Что напоминает эта схема? Типичную схему построения колониальной империи. В Британской Империи высшими должностными лицами всех колоний были генерал-губернаторы, представляющие короля (королеву). Генерал-губернатора Англии нет и не было - высшую власть в Англии осуществлял непосредственно король. Вот такими «коллективными генерал-губернаторами» и были компартии союзных республик; в России, естественно, не существовало необходимости в генерал-губернаторе. Не случайно образование КП РСФСР в 1990 году стало одной из наиболее заметных вех распада СССР.

Таким образом, «союз» на самом деле состоял из четырнадцати «национальных республик» и территории центрального подчинения. (Неслучайно, кстати, на политзанятиях в советской армии многие солдаты, перечисляя советские республики, насчитывали четырнадцать и никак не могли вспомнить пятнадцатую: им и в голову не приходило, что Россия - это тоже союзная республика, якобы такая же, как все остальные.) Эта «федеральная территория» отнюдь не была аналогом округа Колумбия в США: её площадь составляла 76,23% площади СССР, а проживало на ней 51,59% населения СССР (по состоянию на 1987 год).

Кстати говоря, случайно или нет, но распад СССР произошёл в весьма примечательное время. Доля населения России в СССР постоянно сокращалась: и из-за более высокой рождаемости в республиках Средней Азии и Закавказья, а также в Молдавии, и из-за постоянного оттока россиян в более тёплые и более обустроенные республики. И вот именно в начале 1990-х годов численность населения РСФСР должна была стать меньше, чем суммарная численность населения всех остальных республик. То есть, в РСФСР жило бы меньше половины граждан СССР.

Союзное государство подразумевает равноправные и паритетные отношения между всеми (и именно всеми) его субъектами. В СССР отношения какой угодно союзной республики с РСФСР на самом деле были отношениями провинции с центром, отношениями ЦК компартии республики с ЦК КПСС. Наличие верховного совета РСФСР и совета министров РСФСР если и меняло это положение, то лишь формально: правом самостоятельного принятия политических решений верховные советы и совмины - ни союзные, ни республиканские - не обладали. А следовательно, ни о каком союзном характере СССР на практике не могло быть и речи.

Состав СССР претерпевал значительные изменения. В 1924 году в его состав вошла Туркменская ССР, в 1925 году - Узбекская ССР, в 1929 году - Таджикская ССР. Как писали в советской литературе, Узбекская ССР была выделена из состава РСФСР, Бухарской ССР и Хорезмской НСР. Обратите внимание: не «вышла из состава», а именно «была выделена». Кем? Кто мог волевым решением выделить её, если СССР был союзным государством, а Бухарская ССР и Хорезмская НСР даже не входили формально в его состав? Кто и в соответствии с каким законом имел право проводить «национальное размежевание» (официально принятый в советской истории термин) в Средней Азии, затрагивавшее в том числе территории де-юре независимых Бухары и Хорезма? Если бы речь шла о по-настоящему союзном государстве, такое «размежевание» должно было бы проходить на строго договорной основе, и процесс этот был бы очень длительным. В данном случае ничего подобного не наблюдалось.

В 1936 году Закавказская СФСР разделилась на три союзные республики; тогда же в состав СССР вошли Казахская ССР и Киргизская ССР. В 1940 году СССР пополнился Карело-Финской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР и Эстонской ССР. В 1956 году Карело-Финская ССР была понижена в статусе и стала автономной республикой в составе России.

Советская литература, политическая и справочная, равно как и советские газеты, были, безусловно, необъективными и даже неправдивыми по множеству вопросов. Но они были исключительно точными во всём, что касалось законодательных и политических основ советского государства. И если ни в учебниках, ни в газетах никогда не упоминалось, какой была законная процедура вступления в СССР новых республик, это могло означать только одно: текст соответствующего закона можно не искать, его не существовало. (Как не существовало, кстати, закона о выборах.) Странно для союзного государства, не правда ли?

Вот как выглядело вступление в СССР Литвы в 1940 году. 3 августа верховный совет СССР принял закон «О принятии Литовской Советской Социалистической Республики в Союз Советских Социалистических Республик»: «Заслушав постановление Полномочной Комиссии Сейма Литвы, Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет...». Обратите внимание: верховный орган власти государства, вступающего в СССР, назван «Сеймом Литвы» - без упоминания об официальном названии литовского государства; название «Литовская ССР» появляется словно бы ниоткуда.

Чем отличается союзное государство от всех прочих? Прежде всего, тем, что воля субъектов первична, а воля центра - вторична. Воля субъектов союзного государства является единственным источником легитимности решений центральной власти.

Казалось бы, если речь шла о союзном государстве, вступление каждого нового члена должно было бы приводить к подписанию нового союзного договора всеми его участниками. Или хотя бы сопровождаться процедурой ратификации каждой союзной республикой. А вдруг и вправду, скажем, Таджикистан был бы против того, чтобы пребывать в союзе с Литвой? Но нет, ничего подобного не происходило. Литва договаривалась о вступлении в СССР не с членами союза, а с самим союзом, с его верховной властью. Мнение членов союза не имело значения, его никто не спрашивал даже формально. Можно ли после всего этого говорить об СССР как о союзе суверенных государств?

Если речь шла о союзе суверенных государств, Карело-Финская ССР - один из участников союза - никогда не могла бы быть вот просто так понижена в статусе и присоединена к РСФСР. Это было бы аннексией одного суверенного государства другим!

Таким образом, мы видим: не только образование, но и существование СССР, по крайней мере в догорбачёвский период, никак не соответствовало официальному мифу о добровольном союзе равноправных суверенных государств. Более того, оно не соответствовало основополагающим правовым нормам и принципам, на которых формально был основан СССР.


* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Shift+Enter.

Про автора:
Журналіст.


Коментарі наших відвідувачів:


+ Додати
 введіть код  

Всі записи:

Головна RSS