Останнє у блогах

Більше

Останні коментарі

Snormaautonia
inz <a href="https://cbdhempoil20.com/#&qu ot;>hemp oil cbd</a> xtg <a href="https://cbdhempoil20.com/#&qu ot;>cbd oil for pain</a>
Коментарів: 72930
Guestwralm
<a href=" https://ukys.online/top-10-stron-porno/ ">top 10 stron porno</a> <a href=" https://ukys.online/porno-gang/ ">porno gang</a> <a href=" https://ukys.online/harmony-batwing-bass -dating/ ...
Коментарів: 72930
Guestovabe
<a href=" http://umik.website/lesbian-sex-move/ ">lesbian sex move</a> <a href=" http://umik.website/black-shemale-big-co ck-videos/ ">black shemale big cock videos</a> ...
Коментарів: 72930
Guestovabe
<a href=" http://ukys.online/el-mejor-video-porno- del-mundo/ ">el mejor video porno del mundo</a> <a href=" http://ukys.online/porno-plumper/ ">porno plumper</a> ...
Коментарів: 72930
Snormaautonia
gmg <a href="https://onlinecasinoleo.us/#& quot;>casino real money</a> kgy <a href="https://onlinecasinoleo.us/#& quot;>casino games</a>
Коментарів: 72930
Guestwralm
<a href=" https://ukys.online/herpes-fish-dating/ ">herpes fish dating</a> <a href=" https://ukys.online/charlie-carver-datin g/ ">charlie carver dating</a> <a ...
Коментарів: 72930
Guestovabe
<a href=" https://ujyp.website/straight-teen-porn/ ">straight teen porn</a> <a href=" https://ujyp.website/hot-mom-sex-in-son/ ">hot mom sex in son</a> <a ...
Коментарів: 72930
Guestwralm
<a href=" http://upav.online/meet-beautiful-new-da ting-site/ ">meet beautiful new dating site</a> <a href=" http://upav.online/online-dating-site-fi rst-message/ ">online ...
Коментарів: 72930
TreseUnlaverert
chh <a href="https://hempcbd10.com/#" >what is cbd oil</a> fxu <a href="https://hempcbd10.com/#" >full spectrum hemp oil</a>
Коментарів: 72930
Guestovabe
<a href=" https://ukeg.site/eindeutige-flirtsignal e-frauen/ ">eindeutige flirtsignale frauen</a> <a href=" https://ukeg.site/adresssuche/ ">adresssuche</a> <a ...
Коментарів: 72930

Архів


Вдогонку «Аватару»

Олександр Михельсон, 18.02.2010 22:15

Так получилось, что кино «Аватар» я посмотрел уже после того, как очень многое о нем прочел. Вышло, надо сказать, весьма удачно, потому что благодаря этому я в фильме совершенно не разочаровался. То есть я вполне представлял себе, чего ожидать – и рад был не ошибиться.

Конечно, никакие рецензии не передадут буйство спецэффектов и математически выверенную драматургию. Ну да об этом ведь и говорить интересно разве что узким специалистам. Что интереснее, так это – заложенная в фильм идея. Ведь, перефразируя одного моллюсколюбивого героя Жадана, если есть фильм, то должна быть и идея?

Как и многое другое об этом фильме, его идею мне объяснили заранее. Постарались два убежденных антизападника: украинец Евгений Филиндаш и россиянин Михаил Делягин.

По г-ну Филиндашу, кино «Аватар» - это такое кино о неминуемом конце треклятой Америки и всей западной цивилизации. По г-ну Филиндашу, этим кино сами же американцы ярко иллюстрируют, как нехорошо они обходились в разное время с индейцами, африканцами и прочими народами, жившими «в гармонии с природой».

Заодно г-н Филиндаш отмечает, что восстание планеты Пандора против земных захватчиков тоже есть символ – символ того, что земная природа человеческого культа потребления не выдержит.

Г-н Делягин пишет то же самое, хотя как экономист с природы как раз начинает. В принципе, текст г-на Делягина смотрится на две головы выше, как и надо быть при сопоставлении работы маститого российского мыслителя с, увы, менее маститым украинским... Но идеи те же.

Что ж: с мыслью о грехах Запада перед гордыми Оцеолами и Игнози не поспоришь. Тем более, что уже очень давно не спорит с этим и сам Запад. Более того – кабы не этот самый Запад, никто об этих грехах и не думал бы. Ведь это именно там за последние полтораста лет стали все громче говорить, что нельзя было так поступать, с индейцами-то.

Правда, несколько забавляет то, что оба убежденных антизападника (не знаю, может, писали об этом и другие) такую огромную роль приписывают именно «Аватару».

Дело в том, что не только основная мысль, но даже фабула этого непритязательного (если не считать спецэффектов) фильма начисто содраны с классики американской же фантастики. Написанной тогда, когда самые примитивные компьютеры занимали по несколько больших помещений, а об использовании вычислительной техники для создания кино не мог задуматься и самый смелый из фантастов.

Ближе всего «Аватар» стоит к повести Роберта Силверберга «Пришельцы с Земли»*. Там некая корпорация хочет на корню извести мирных жителей Ганимеда, спутника Юпитера. «Ганиты» эти обладают высочайшей культурой, но, увы, крайне низкой технологией. У корпорации, наоборот, с технологией все в порядке, а вот с культурой – не очень, и «ганитов» она хочет изничтожить в чисто прагматических целях – в частности, ради свободной добычи каких-то, кажется, полезных ископаемых.

К счастью, находится человек, с риском для жизни разрушающий негуманные планы гуманоидов. Ему достается, конечно, пуля в плечо (не правда ли, всё один в один?), но благородное дело, разумеется, побеждает.

Идеей технического перевоплощения «Аватар» напоминает рассказ Саймака «На Юпитере». Там людей в исследовательских целях превращают в искусственные организмы – практически «аватары» по Кэмерону – а они, понимаете ли, один за другим бросают работу и начинают свободно жить на метановых пространствах этого самого Юпитера. Потому что в виде «аватаров» им интереснее.

Наконец, можно упомянуть и пронзительные «Ключи к декабрю» Роджера Желязны, где ситуация в общем та же, хотя и в некотором смысле перевернутая (земляне там присутствуют в виде «прирожденных аватаров», которым, опять же в целях сугубого прагматизма, приходится очистить некую планету от вполне человекоподобных аборигенов. Характерно, кстати, что у Желязны никакого хэппи-энда не происходит).  

Разумеется, все это не должно удивлять: сценаристская оригинальность голливудской фантастики, кажется, исчерпала себя еще на стадии «Терминатора». А со времен «Матрицы», представляющей собой то ли электронную версию «Конгресса футурологов» Лема (со тщательно вычищенным юмором), то ли раздутый вариант второстепенного эпизода одного из томов «Гипериона» Дэна Симмонса, то ли вообще американизацию «Отражений» украинско-казахстанского россиянина Сергея Лукьяненко – в общем, с тех самых времен в Голливуде сюжеты уже даже не «одалживают», а просто конъюнктурно передирают.

Я же все перечислил для того, чтобы было ясно: с чего, с чего, а уж с «Аватара» якобы замеченная Филиндашем и/или Делягиным тема «покаяния Запада» отнюдь не начинается. Как видим, совершенно проходная это тема для американской фантастики. Я уж не говорю о других жанрах.

И вот в здесь действительно имеется дидактический момент. Причем отнюдь не в самом «Аватаре», а в его восприятии чуть ли не как доказательства неминуемого «краха Запада». Впрочем, почему «чуть ли»? Гг. Филиндаш и Делягин так прямо и пишут.

Дело в том, что истинная сила Запада лежит вовсе не в плоскости космолетов, пулеметов или мушкетонов. Сила – она в гибкости, и этого нипочем не понял бы еще один киношный борец с «западной бездуховностью» Данила Багров.

Гибкие американцы во всех своих учебниках пишут, что их предки зверски уничтожали индейцев, эксплуатировали чернокожих, угнетали собственный рабочий класс, расстреливали филиппинцев и жгли напалмом вьетнамцев. И – вот ведь штука – ничего страшного с Америкой от этого не происходит.

То ли дело духовные мы. Для России как будто страшнее нет, чем признать преступления Сталина – по крайней мере, перед другими народами. Украинцы в этом смысле тоже хороши – в частности, в смысле преступлений УПА (вот уж точно, что братья). А вы можете представить себе в любой постсоветской стране триумфальный прокат чего-нибудь вроде «Фаренгейт 9/11»?

А вот Майкл Мур в США прокатил – и ничего.

Умея признавать, или хотя бы называть свои ошибки, так называемые «открытые общества» становятся только сильнее. В отличие от жестко ориентированных «догоняющих обществ», для которых любое потрясение кончается… ну, расслаблением вроде последней нашей пятилетки – это еще в самом-самом-самом лучшем случае.

На этот счет, конечно, сломано много копий. С одной стороны, опасность «открытости» для «жестких» систем очевидна, с другой – а как защищаться? Становиться все «жестче»? Так ведь только больнее ударит в итоге… Но мы, слава Богу, не об этом, мы попроще: мы о том, что вот такие вещи вроде «Аватара» - они свидетельствуют вовсе не о каком-то «грядущем крахе Запада», а ровно наоборот.

И не только потому, что те же американцы вовсе не боятся параллелей между зверствами киношных колонизаторов и преступлениями их всамделишных предков. А потому, что вместе с этим - и в обязательном порядке! – проводится мылсь о том, что добро обязательно победит.

Что в самой злобной корпорации обязательно найдется чистая душа, а лучше – несколько, причем с хорошими боевыми навыками – и плохим парням не поздоровится. Ну а уж когда в ход пойдут пресса и «общественное мнение» - им не поздоровится вообще.

С нашей точки зрения, конечно, это самый что ни на есть махровый инфантилизм. Но вот ведь странная вещь: пока у нас (на постсоветском пространстве как минимум) столько говорят о необходимости «воспитывать духовность», треклятый бездуховный Запад спокойно приучает своих граждан верить в неизбежное торжество всего светлого против всего темного, или просто не такого светлого, как хотелось бы.

Причем еще и умудряется совмещать это с гнусным культом потребительства.

Впрочем, от плодов технического прогресса – который с культом потребительства связан точно так же, как связаны друг с другом две стороны одной купюры – не отказываются ведь ни г-н Филиндаш, ни г-н Делягин, ни кто-либо другой, пытающийся проявлять активную жизненную позицию. Да и как тут откажешься, если ты такой активный.

Вот и остается разве что развивать тезисы о «крахе Запада» - предварительно посмотрев западное кино, вооружившись достижениями западных же общественных наук и сев за клавиатуру придуманного на Западе устройства.

Благо, тема это благодатная – да и за сиквелом дело ни в коем случае не станет :)

* Здесь и далее названия произведений даны по тем переводам, в которых автор все это читал в отрочестве.


* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Shift+Enter.

Про автора:
Публіцист.


Коментарі наших відвідувачів:


+ Додати
 введіть код  

Всі записи:

Головна RSS